Причины проведения и содержание реформ Никона
В конце 1640-х годов в Москве сформировался «кружок фанатиков древнего благочестия», в который вошли видные церковные деятели того времени:
- будущий патриарх Никон,
- его будущий главный враг в стане старообрядцев, протоиерей Аввакум,
- протоиерей Иван Неронов,
- исповедник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и др.
Сам правитель поддерживал кружок, темой обсуждения которого была проблема исправления неточностей и ошибок, накопившихся к тому времени в церковных книгах. Однако «фанатики» разошлись во мнениях относительно того, что брать за образец для такой коррекции. Иван Неронов и Аввакум выступали за то, чтобы это были старорусские церковные тексты, Никон и Бонифатьев склонялись к новым греческим статутам.
Идея Никона победила: в тех же 40-х годах XVII века началась так называемая «книжная справа» - редактирование текстов богослужебных книг. Епифаний Славинецкий, монах из Киева и знаток греческого языка, стал одним из таких помощников-справочников.
Причины победы сторонников Никона были политическими. Самой главной из них можно назвать вхождение земель Малороссии в состав Российского государства во время правления Алексея Михайловича. Территории, ранее воссоединенные с Россией, включая Киев, ранее входивший в состав Речи Посполитой, находились под юрисдикцией престола Константинополя и, следовательно, подчинялись новогреческим церковным канонам. В такой ситуации было чрезвычайно важно укреплять духовные связи России с новыми землями.
К тому же в XVII веке происходило расширение контактов русских с греческим Востоком, развивались грекофильские чувства, близкие самому Алексею Михайловичу. Это было следствием того, что Россия считала себя духовной наследницей Византии. Привести к единству ритуальную сторону русской и греческой церковной жизни было главное задачей для царя, ведь это помогло бы сплотить греческий Восток и Россию перед возможным врагом. Более того, видение России как хранительницы истинного православия, оформленное в начале XVI века в концепции «Москва – третий Рим» и разделяемое Алексеем Михайловичем, побудило его задуматься о защите интересов всех христиан, которые оказались под турецким игом. В этом случае общность церковных обрядов упростила бы такую задачу.
Греческое преобразование могло также способствовать реализации концепции «Москва – Новый Иерусалим», которая была близка реформатору Никону. Идея «Москва – третий Рим» отдавала доминирующую роль царской (светской) власти, тогда как концепция Никона имела блестящее теократическое звучание, оставляя мирскую власть на второстепенных ролях, она была проникнута идеей создания Вселенской Церкви во главе с Русским Патриархом.
В 1652 году Никон присоединился к Патриархату. Став патриархом, он начал масштабную, более масштабную, чем раньше, работу по исправлению текстов в приходских книгах, а также внесению изменений в обряд Русской Церкви. При этом претерпели изменения и содержание богослужебных книг, и их названия:
- Часовник превратился в Часослов,
- Потребник стал Требником,
- Устав стал Октоихом и др.
Изменения коснулись и книг Священного Писания, также был исправлен сам Символ веры.
В ритуальной части изменения заключались в следующем:
- вместо знака с двумя пальцами был введен знак креста с тремя пальцами;
- крестные ходы стали совершаться не навстречу солнцу, а против него;
- во время службы было провозглашено три, а не два аллилуйя;
- изменилось количество просфор и печатей на них;
- уменьшилось количество поклонов.
Раскол
Помимо сторонников реформ Никона, которые представляли официальную точку зрения государства и церкви, вышли в свет и его противники. Многими верующими (как духовенством, так и простыми людьми), внесенные изменения, направленные на исправление накопившихся ошибок и разногласий, были восприняты как серьезное посягательство на чистоту православной веры. При этом раскол фактически инициировал сам Никон и его реформы, но официальной датой можно считать 1667 год, когда собор решил отлучить от церкви старообрядцев. Важно отметить, что социальная база старообрядцев была довольно широкой, это были представители духовенства, посада, боярства, крестьянства, казачества и стрельцов.
Первым и величайшим идеологом раскола был протоиерей Аввакум, неоднократно находившийся в ссылке. Находясь в своей последней ссылки в 1666 году в Пустозерске, Аввакум сделал его идейным центром старообрядцев. В 1686 году Аввакума и несколько его сподвижников казнили. Его дело продолжили другие раскольники, в том числе Иван Неронов, Никита Пустосвят, Спиридон Потемкин, широко известные благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Самым большим протестом против реформ Никона было восстание в Соловецком монастыре, продолжавшееся с 1668 по 1676 год, когда он был подавлен вооруженными силами.
Идеология старообрядчества, разработанная Аввакумом и другими лидерами движения, была основана на доктрине «Москва – Третий Рим» и «Сказке о Белом Клобуке», и предвещала уничтожение Никоном истинного Православия. Многие старообрядцы видели в нем антихриста, пришедшего на землю, а другие считали, что Патриарх открыл двери для этого, что неминуемо привело к падению Третьего Рима и неминуемому концу света. Мир был оставлен Богом, и вина за все – посягательство не только на содержание, но и на форму ритуалов, которые должны оставаться непоколебимыми. Столь суровые и несовместимые с официальной церковью взгляды привели старообрядцев к преследованиям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому существованию и изоляции от остальной жизни страны.
Старообрядцы разделились в конце XVII века на две основные ветви: поповство и беспоповство. Многие из них существуют в наше время как в стране, так и за рубежом.
Раскол в Русской Православной Церкви в это время стал драматической и во многом трагической страницей в истории российского общества.