Устное народное творчество
Небывалый подъем устного народного творчества в конце $XIII$ - начале $XIV$ веков был вызван борьбой с иноземными завоевателями. Созданные народом в эти годы сказания, былины и легенды призывали русских людей к самоотверженной борьбе за свержение татаро-монгольского ига.
Одной из наиболее известных легенд данного периода является Сказание о невидимом граде Китеже, городе, который погрузился на дно озера, но так и не сдался врагу.
Кроме того в былинах, песнях, сказаниях и воинских повестях этого периода нашли отражение представления русских людей о собственном прошлом и окружающем мире. В это время был существенно переработан и расширен первый цикл былин о Киевской державе. Вторым циклом древнерусских былин стал Новгородский. В нём, в отличие от Киевского цикла, прославляется могущество, богатство и свободолюбие этого вольного города. Особо подчеркивается героизм и мужество горожан защищавших город от врагов. Главными героями новгородских былин стали купец Садко, богатырь Василий Буслаев.
Летописание
Летописание в рассматриваемый период не потеряло своего значения, несмотря на разорение большинства его центров, исключая Новгород, в котором оно вообще не прерывалось. Уже к концу $XIII$ века новыми центрами летописания становятся Тверь и Москва, начинается настоящий расцвет летописного жанра.
Летописи этого периода отличаются существенными особенностями, обусловленными обострением политической борьбы политических центров за лидерство в объединении русских земель.
При всем отличии политических тенденций и стиля повествования все летописи $XIV$ - $XV$ веков отчетливо носят общерусский характер. Специфическими чертами всего русского летописания это время становятся искренний патриотизм и идея объединения всех русских княжеств в борьбе с иноземными захватчиками.
Усиление Москвы и рост ее могущества определило особую роль московского летописания. После грандиозной победы в Куликовской битве его содержание сосредотачивается на идее объединения всех русских земель под главенством Москвы. Это отчетливо заметно как в Троицкой летописи (начало $XV$ века) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и особенно в Московском летописном своде конца $XV$ века. Обе летописи были составлены с целью обосновать историческую миссию Москвы в объединении Руси.
Исторические повести и хронографы
Особенно популярным литературным жанром в этот период становятся исторические повести. Речь в них идет о жизни реальных исторических деятелей или конкретных исторических фактах. Довольно часто повести включались в летописные тексты.
Например, борьбе с татаро-монгольскими завоевателями посвящены повести о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, об Александре Невском, о Щелкане, сообщающая о тверском восстании $1327$ года. Куликовской битве $1380$ года посвящен целый ряд исторических повестей: о побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.
Многие из исторических повестей $XIV$ – $XV$ веков часто относят к жанру устного народного творчества, это объясняется их народнопоэтической основой и тематической общностью. Интерес к мирной истории, желание понять свое место среди других народов мира вызвали к жизни новый для Древней Руси вид литературы – хронографы. В середине $XV$ века Пахомий Лагофет составил первый русский хронограф, в нем история Руси была показана во взаимосвязи с историей всех славянских народов.
Житийная литература
Подъем житийной литературы в те времена в значительной степени был вызван начавшимся процессом объединения русских княжеств, а также стремлением обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый создали жизнеописания виднейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, оказавшего значительную поддержку московскому князю Дмитрию во время борьбы за престол и в войне с татаро-монголами.
К житийной литературе данного периода относятся не только жития церковных, но и государственных деятелей, что роднит ее с историческими произведениями.
Хождения
Значительное развитие получила так же литература путешествий или хождения. В конце $XV$ века возникла новая разновидность данного жанра - светские хождения, наиболее ярким ее образцом стали записки купца из Твери Афанасия Никитина, повествующие о его путешествиях в Индию (Хождение за три моря).
Хождение за три моря стало первым европейским письменным трудом об обычаях, религии и хозяйстве Индии.