Предпосылки Губной реформы
Произошедшее в 1547 году крестьянское восстание обозначило острую необходимость сплочения господствующего класса в целях приведения сложившейся в государстве ситуации в устойчивое состояние.
Восстания и забастовки как выражение обострения классовой социальной борьбы всегда было возможно подавить лишь с помощью полного или частичного устранения беспокоящих народные массы факторов.
Проведенная губная реформа предполагала передачу некоторых функций наместников и волостей старостам, представителям новой должности. Избрание старост происходило из числа боярских детей, и в помощь им назначались представители зажиточного крестьянства. Таким образом, народные массы были лишены права голоса в борьбе с социальной несправедливостью. Губная реформа в полной мере позволяла господствующим слоям использовать новые органы в целях подавления возникающих крестьянских и холопских волнений.
Как и иные реформы того времени, Губная реформа разрабатывалась представителями «Избранной рады».
Нововведения Губной реформы
Так как Иван Грозный вступил на престол в очень раннем возрасте, первые годы его правления отличались неутихающей борьбой придворных боярских группировок за влияние на малолетнего царя.
Проведение Губной реформы в 1538 году было обусловлено борьбой с наместниками, которые мешали роду Глинских.
Отмена кормлений явилась лишь завершающим этапом длительного процесса реформирования местного управления.
Губные органы стали формироваться с 30-х гг. XVI в., еще в пору наместничьего правления, отмененного в 1555 г. Поначалу их действие распространялось только на некоторые территории, по просьбам населения в целях защиты от набегов большого количества разбойников.
В середине XVI в. Произошло выделение губных округов, в которых дворянство избирало губных старост из среды дворян или детей боярских. Также были введены должности губного дьяка и нескольких представлявших штат губной избы целовальников. К их обязанностям относилось рассмотрение уголовных дел (в том числе и полицейских), таких как судебное разбирательство, поимка преступников и ведение тюрьмами.
По прошествии времени, в некоторых местах, например, в славившихся сильной поместно-вотчинной системой центральных уездах, губные органы стали осуществлять все местное управление.
Стоит отметить, что к судебной деятельности данных органов привлекались некоторые местные жители, что можно считать началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Они не только присутствовали в судебном разбирательстве, но и скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального или обычного преступника, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Однако подобная реформация была приостановлена волей Ивана Грозного, и потому суд присяжных был создан в России лишь в XIX в.
В большинстве случаев в пограничных областях во второй половине XVI в. вводилось воеводское правление. Воевода, утвержденный царем, не только осуществлял управление гарнизоном, но и сочетал это с действиями губного старосты. Правительство никак не могло решить, какую форму управления все же лучше оставить, но в итоге губное правление было упразднено в 1679 году. Однако в 1684 г. ее возобновили на некоторое время, пока по решению Петра I не отменили его окончательно.
Таким образом, Губная реформа была направлена на укрепление централизации власти, однако по итогам ее проведения сами местные органы так и не приобрели полноценный централизованный характер.
Одной из причин является недостаточное развитие государственного аппарата власти, который попросту не мог обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей.