В XVI веке активно развивалась русская культура: на объединенных землях велось масштабное строительство, не отставали живопись и литература.
По-прежнему на жизнь общества большое влияние оказывало религиозное мировоззрение, но в культуру уже начали проникать принципы просвещения.
Архитектура в XVI веке: церковное и светское зодчество
Основным в архитектуре стало именно церковное строительство. сохранившиеся образцы архитектурного творчества:
- храм Василия Блаженного в Москве;
- церковь Вознесения в Коломенском.
В церковном строительстве, в основном, распространяется шатровый стиль, все еще заметным остается влияние Византии.
Однако архитектурное творчество одним лишь церковным строительством не ограничивалось: также возводились крепости (в Смоленске) и кремли (Москва).
Продолжали строить из дерева, однако также развивалось каменное зодчество.
Была отстроена Москва – Китай-город, в котором чувствуется восточное влияние, Земляной и Белый города.
Живопись в XVI веке
Основное направление живописи – написание икон. Каноном стали иконы Андрея Рублева, решение о чем было принято на Стоглавом соборе. Все иконы с того времени содержат характерные черты стиля Рублева. Иконы перестали устрашать – особенность заключается в том, что они приятны глазу, исцеляют душевные раны и несут утешение.
Одна из известнейших икон этого периода посвящена покорению Казани. Она носит название «Церковь воинствующая» и позиционирует завоевание Казанского ханства как победу православия.
Проникновение в церковную живопись портретной и прочих видов светской живописи не поощрялось, но в росписи Золотой палаты Кремля несложно найти влияние западной культуры. На них запечатлены важные события истории России.
Также получают развитие светские жанры, предвосхищая развитие искусства в XVII веке.
Типография и литература в XVI веке
В XVI веке на Руси была впервые напечатана книга. Иван Федоров стал первым книгопечатником. Его «Апостол» датируется 1553-1555 годами, он сохранился до наших дней. Несколько позже во Львове был напечатан первый русский букварь.
Продолжают писать летописи (создано несколько летописных сводов) и агиографии. Получает распространение и светская литература – беллетристика и книги с занимательным сюжетом. Самые известные произведения такого рода:
- «Повесть о Дракуле» авторства Федора Курицына;
- история жизни Александра Македонского – это не оригинальное произведение, а перевод под названием «Александрия».
В это время закрепляется идея о Москве как о «третьем Риме», обоснованная в литературных трудах Филофея. Она основана на том, что в результате конца феодальной раздробленности возвысилась Москва.
Зарождается публицистика. Она не свободна от религиозного влияния, но все же в ней прослеживаются основные черты рационализма. В этом плане интересной является переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Был создан «Домострой».
«Домострой» - свод правил домашней жизни.
Русская культура в XVII-м веке
Произошедшие в России политические и экономические изменения ознаменовались культурным расцветом.
Главная черта культуры – обращение к ценностям человеческой личности и людского бытия и отход от религиозных канонов.
В 1634 году был издан печатный букварь Василия Бурцева, в 1648 году – «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 году появляется печатная азбука.
В 1665 году в Москве при Заиконоспасском монастыре была открыта школа, которая готовила для государственных учреждений подьячих, в 1680 году – начала работать школа при Печатном дворе.
В 1687 году по инициативе Сильвестра Медведева было создано Славяно-греко-латинское училище, ставшее в России первым высшим учебным заведением. Распространение в посадской среде грамотности поощрялось правительством. В Москву приглашали ученых для преподавания светских и духовных наук.
В XVII веке в литературе появляются новые жанры. Создаются бытовые сатирические повести:
- «Повесть о Ерше Ершовиче»;
- «Повесть о Шемякином Суде»;
- «Калязинская челобитная».
Симеон Полоцкий ввел два жанра – драматургию и поэзию, создав пьесы и стихотворные произведения. Его пьесы ставились в первом русском театре, основанном в 1670 году при дворе царя Алексее Михайловиче.
Одним из литературных течений стало народно-обличительное, которое представлял протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В произведении «Житие протопопа Аввакума» он разговорным языком рассказал драматическую историю своей жизни.
Во второй половине XVII века появляются портретные изображения с элементами настоящего сходства. Зарождается портретная светская живопись.
Родоначальник портретной живописи Симон Ушаков работал при Оружейной палате Кремля. В 1668 году он пишет икону «Богоматерь Владимирская», на которой изображены выдающиеся деятели его времени.
Существенная эволюция произошла в архитектуре и градостроении. Кроме шедевров деревянного зодчества, построек в Коломенском и на русском Севере, увеличивается количество каменных зданий.
В зодчестве XVII века наметилось сближение гражданского и культового стиля. Появляется стиль, возникший при слиянии западноевропейского барокко и русской архитектуры – московское барокко.
Характерные черты архитектуры периода:
- Симметричность композиций;
- Многоярусность;
- Цветной декор.
Примеры стиля - церковь Покрова в Филях (1693) и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).
Основным направлением гражданского зодчества стало строительство каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы и Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.
Военными и экономическими потребностями централизованного государства было обусловлено развитие науки и техники.
Для русских умельцев, осваивающих науку и технику, были характерны обширные теоретические знания. Доказательством служит созданный в 1621 году «Устав ратных, пушечных и других дел» А. Михайлова, в котором изложены знания по физике, математике и химии.