Древнерусское государство (Древняя Русь) – это государство, которое появилось в IX в. в результате объединение нескольких восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей. Древней же Русью как периодом истории называется отрезок IX-XIII вв. Как и любое государство, Древняя Русь имела свою специфику.
Истоки древнерусской специфики
Одной из отличительных черт была многоэтничность. На территории древнерусского государства проживало множество племен и народов. Основное племя – славяне, и они ассимилировали балтские, финно-угорские, иранские и многие другие племена. В результате этих этнических процессов сформировалась древнерусская народность. Среди племен, образовавших Древнюю Русь были – вятичи, радимичи, поляне, кривичи, словене, весь, чудь, древляне. Каждое из племен внесло в организацию государства внесло свои особенности общественных структур. Они начались взаимодействовать, имея разные формы общинной организации. Например, славяне имели территориальную общину, а русы – кровнородственную общину.
Разнообразие видов общин предполагает разные пути и способы формирования государств. Так, при кровнородственной общине расслоение происходит и внутри родов, и между ними; государство же появляется в результате установления господства одного рода/племени остальными.
Традиционным занятием восточных славян является земледелие. Вероятно, это было причиной раннего возникновения территориальной/соседской общины у них, которая вытеснила кровнородственную. Территориальная община не имеет культа племени и рода, она открыта для принятия в свой состав лиц иноземного происхождения. Управление в территориальной общине осуществляется, в основном, с хозяйственными мерами, а значительным было влияние выборных должностных лиц. В более широком смысле между славянскими племенами были общие религиозные связи, а также матримониальные. Таким образом, у славян иерархия государственного управления строилась «снизу вверх». Прокопий Кесарийский, византийский писатель VI в., сообщал, что славянские племена управляются не одним человеком, но «народоправством» (демократией). Это означает, что старейшин у славян выбирали сообща на народном собрании - вече, «всем миром». Считается, что способность ассимилировать другие народы также связана со наличием соседской общины. Другой византийский писатель VI в. Маврикий Стратег отмечал, что славяне не знали рабства, пленники же могли выкупать за определенную сумму, либо остаться в общине на равных с ее членами правах.
Согласно археологическим данным:
- славяне были оседлым народом, занимались пашенным земледелием (были найдены плуги, сошники и другие орудия земледелия);
- они имели натуральное хозяйство, а каждая община обеспечивала себя необходимыми вещами – посуда, орудия труда, оружие; ремесленные изделия делались для внутренних нужд, но не на продажу;
- поселения находились на невысоких берегах рек, были небольшие – на 15-20 полуземлянок, в каждой из который жила семья муж-жена-дети;
- в углу жилища должна была находиться печь;
- формой религии было язычество, а боги связывались с культами плодородия.
Свидетельствами этого являются зарубинцеская, черняховская и другие археологические культуры.
С VII в. на территориях, которые занимали славяне, начали появляться первые славянские государства. В VI-VII вв. на территории от Карпатских гор на западе до Дона и Днепра на востоке и до оз. Ильмень на севере сформировались союзы племен восточных славян, которые в некотором смысле были государствами. К IX в. союзы восточнославянских племен занимали территории, по площади превышавшие размеры многих западноевропейских государств. В них уже прослеживается наличие княжеской власти, обособившейся, но еще не окончательно отделившейся от остального общества.
Общественные отношения
Славянские города были административными центрами племен и местом, где окрестное население могло скрываться от опасности. Такими городами в IX – первой половине X в. были Киев (у поляне), Новгород (у ильменских словен), Смоленск (у кривичей), Искоростень (у древлян). Горожане делились на десятки, сотни и тысячи.
Главой городского и племенного управления был тысяцкий, которого избирали голосованием на народном собрании.
Тем самым у славян складывалась земская власть – наиболее целесообразная форма общественной организации славян и сложившаяся в ходе исторического процесса. Это определяет еще одну специфичную черту древнерусского государства – государственность сложилась на Руси еще до начала формирования династий.
При этом все же земская власть не могла распространяться на обширные территории и, соответственно, решить проблему объединения земель восточных славян. В той ситуации объединяющей силой выступила внешняя сила и власть.
В IX-X вв. Древняя Русь была объединение различных земель (княжеств), во главе которых стоял киевский князь, впоследствии ставший «великим князем», то есть самым главным среди остальных князей. В каждом княжестве объединялись территории нескольких славянских племен, а во главе каждого княжества стоял местный князь. В составе Древней Руси не сразу оказались все восточнославянские племена – например, вятичи долго были независимыми.
Каждый город имел свое вече – народное собрание и общий совет горожан, с мнением которого князю приходило считаться, ибо недовольство веча им могло привести к его смещению. По этой причине жители некоторых древнерусских городов зачастую сами решали, какого князя им к себе пригласить. В Новгороде, например, могли «вскармливать» князя, то есть приглашать еще малолетнего претендента на престол и воспитывать в соответствии со своими идеалами.
Обычно между местными князьями и киевским князем заключался договор, по которому:
- киевский князь имел право собирать дань в союзных княжеских землях (полюдье);
- киевский князь обязывался организовывать защиту всех земель, которые находятся у него во владении;
- местные князья были обязаны выставлять «ополчение», определенное количество воинов, если великий князь объявлял об общем походе.
Взаимоотношения земской и княжеской власти были достаточно сложными, а межплеменные конфликты достаточно частыми в IX-X вв. Консолидация происходила обычно при угрозе внешней опасности. Это отчасти представляет положительный результат образования древнерусского государства. Княжеская власть была ограничена «родом русским» и дружиной, которые и не имели одинакового влияния по всех древнерусских городах. Первые реальные попытки четче определить взаимоотношения племенного и городского самоуправления были предприняты только в конце X в. при Владимире.