Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Соловецкое восстание

Все предметы / История России / Соловецкое восстание
Содержание статьи

Соловецкое восстание является важным событием в ранней истории старообрядческого движения. Религиозное выступление превратилось в долгую и открытую борьбу с властями. Восстание продемонстрировало неоднозначность социального содержания раскола, поскольку население Соловецкого монастыря составляли не только монахи, но и беглые крестьяне, горожане, казаки, лучники. Сам монастырь был одним из крупнейших феодальных собственников на севере Московского государства. [/Замечание]

Предыстория и причины восстания

Соловецкий монастырь ведет свою историю с XV века. Он являлся важным экономическим центром на островах посреди Белого моря. Монастырь имел важное оборонительное значение в случае войны со Швецией, так как имел самые мощные укрепления для того времени. В нем проживало чуть менее 500 человек, но они были хорошо вооружены и умело обращались с разными видами оружия. В случае длительной осады монастырь снабжался продуктами питания. Он имел связь с поморами, жившими на берегу Белого моря, а также с городом Кемь.

Причинами восстания стали:

  • реформа церкви патриарха Никона,
  • новые богослужебные книги, которые были отправлены в монастырь.

В 1657 году монахи Соловецкого монастыря во главе с архимандритом Ильей отказались от новых богослужебных книг. Эти книги были запечатаны монастырскими старцами в казенной палате, а монахи продолжали проводить службы по старинным книгам. В 1663 году пост архимандрита занял Варфоломей, который вместе с братьями подтвердил решение не следовать реформе Никона и не использовать новые книги. Это привело к тому, что вопрос был вынесен на рассмотрение Церковным Собором 1666–1667 годов. Собор решил назначить в качестве нового архимандрита отца Сергия. Но иноки его не приняли, и Сергий вынужден был покинуть Соловки. Был назначен новый архимандрит – бывший игумен Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, активный сторонник старообрядчества Никанор. Идеологическим руководителем восстания был казначей монастыря старец Геронтий.

В 1667 году Большой собор Москвы предал анафеме старообрядцев. В июле 1667 года отца Иосифа отправили в монастырь, но братья изгнали его. В Москве это расценили как бунт. Для Москвы это был неспокойный период, в январе 1667 года закончилась долгая война с Речью Посполитой, и в последующие годы главной задачей царя Алексея Михайловича было стремление подавить все восстания как на севере, так и на юге страны.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1667 годах иноки направили царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой сами настаивали на необходимости проведения богослужений по старинным книгам. Ответом на прошение стал царский указ, согласно которому имения и промыслы монастыря на побережье были конфискованы.

Ход восстания

В 1668 году события начали стремительно развиваться. 22 июня 1668 года началось восстание в Соловецком монастыре. В этот день на остров высадилось войско лучников под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Началась осада монастыря, продолжавшаяся восемь лет.

Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы.

Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии.

Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек.

Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г., когда осаждавшие впервые применили пушки, было принято решение отказаться от этих молитв. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет.

Постепенно боевые действия усилились. Решающую роль в победе правительственных войск сыграло предательство в январе 1676 г. инока-дезертира – преподобного Феоктиста, который сообщил главе стрельцов Ивану Мещеринову, как попасть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось проникнуть в монастырь и открыть ворота для остальной армии. Затем последовала жестокая расправа над осажденными:

  • часть восставших погибли в бою,
  • 26 человек были казнены,
  • остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог.

Итоги восстания

Соловецкое восстание продемонстрировало способность старообрядцев противостоять власти. Патриарх Иоаким, избранный в 1674 году, вел серьезную борьбу с раскольниками. В своей борьбе он не раз обращался за помощью к властям. Согласно царскому указу от 1685 г.:

  • старообрядцев необходимо сжечь в срубе за хулу на церковь и уговоры сжечь себя;
  • казнить перекрещенных в старую веру;
  • бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их скрывает;
  • конфисковать имущество казненных и ссыльных.

В ответ на это старообрядцы устроили новые массовые самосожжения и бежали не только в отдаленные уголки страны, но и за границу.

Замечание 1

Восстание было детально описано в старообрядческой литературе. Самая известная работа на эту тему – «Повесть отцов и жертв Соловецких и других за благочестие и законы и традиции Святой Церкви в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.

29 января Русская Православная Старообрядческая Церковь чествует память великих мучеников и исповедников:

  • инока Макария,
  • архимандрита Никанора,
  • сотника Самуила и др.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис