Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальные изменения в русском обществе при Петре I

Российское общество при Петре I

В социальной сфере России при Петре I были проведены большие реформы, в результате которых было ограничено передвижение населения по стране. Были установлены ограничения в выборе занятий, в переходе от одного чина в другой. Безусловно, эти изменения тормозили развитие промышленности, торговли, рост и развитие городов.

В России прочно утвердилось дворянство, ставшее господствующим и единым сословием.

Дворянство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дворянство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помещики получили право передавать свои поместья по наследству, но земля передавалась только одному наследнику, дробить землю между сыновьями запрещалось.

Дворяне получали привилегированное положение только тогда, когда служили. При продвижении по «служебной лестнице» на первом месте были заслуги на благо государства.

«Табель о рангах» давал возможность солдату дослужиться до чина офицера, а через 15 лет безупречной службы незнатный человек мог получить дворянство.

При Петре Великом было невозможно избежать службы законным путем, а незаконные пути жестоко преследовались. В петровский период дворяне должны были уметь писать, читать, знать четыре арифметических действия, понимать иностранные языки. Дворяне, бывшие неграмотными, не могли жениться. Военная и гражданская служба дворян определялась самим императором. Петр сам иногда принимал у них экзамены, по результатам которых они получали соответствующий разряд.

При Петре I впервые была проведена перепись населения – ревизские сказки, для учета численности населения, которое должно платить подушную подать.

«Социальные изменения в русском обществе при Петре I» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государство в 1724 г ввело паспорта для системы контроля над подданными и ограничения передвижения по стране.

Состав государственных крестьян при Петре Великом изменился. К ним относились прежние черносошные крестьяне русского Севера, местные и переселенцы в Сибири, народы Поволжья.

Бывшие служилые люди по прибору тоже частично перешли на положение государственных крестьян, плативших подушную подать.

В результате этих изменений в единое сословие были соединены все сельские жители, не принадлежавшие светским и церковным владельцам.

Государственные крестьяне считались свободными подданными государства и несли тягло.

За определенные заслуги своих приближенных император мог подарить им государственные земли. Крестьяне, жившие на этих землях, становились крепостными. Единой группой крепостных стали вотчинные, монастырские, патриаршие крестьяне. Холопов слили с крепостными крестьянами, и страна почти полностью стала крепостнической.

Увеличивающееся число государственных мануфактур требовало большего числа рабочей силы, с этой целью по указу царя к мануфактурам были «приписаны» черносошные крестьяне, работавшие на них несколько месяцев в году. Зарплату таких крестьян засчитывали в качестве подати государству.

Развивались не только государственные, но и частные мануфактуры, их владельцы покупали целые деревни и использовали живших в них крестьян для работы на мануфактурах. Этих крестьян называли посессионные.

В жизни сословий изменилось многое – дворяне стали иначе служить, горожане получили новое устройство и льготы, крестьянство слилось с холопами.

Однако на свои сословия государство смотрело так же, как и раньше. Их жизнь определялась не правом, а повинностью

Петровские социальные преобразования

Из социальных реформ, проведенных при Петре I, значительное место занимала реформа образования.

Петр Великий, побывав в Великом посольстве 1697-97 гг., своими глазами увидел значительное отставание Русского царства, которое надо было эффективно устранить.

Русская армия и флот нуждались в квалифицированных офицерах, для организации и поддержки производства требовались грамотные инженеры, а за качеством медицинского обслуживания нужен был контроль со стороны государства – всё это стало причинами и предпосылками социальных реформ императора.

Исходя из причин, в стране стали создаваться образовательные учреждения в основном ввиду необходимости подготовки офицерского состава для армии и флота.

Необходимость иметь собственную образовательную систему показали первые неудачные военные походы императора. Стало понятно, что образование является базовым социальным институтом, без реорганизации которого задачу развития промышленности воплотить в жизнь невозможно.

Император выбирает комплексный подход – в стране организуются специализированные школы – инженерная, горная, медицинская, а дети дворян отправляются учиться за границу.

Из Европы Петр приглашал ученых и инженеров. В их обязанности входило обучение наиболее способных людей для производства.

Было введено обязательное начальное образование для детей бояр и дворян, которое не встретило одобрения, и дворянские дети разными путями его избегали.

Императору пришлось наложить запрет на венчание неграмотных недорослей из среды дворян.

Многочисленные учебные заведения, создаваемые Петром I, необходимо было обеспечить методическими материалами в достаточном количестве. Для решения этой проблемы нужны были новые типографии.

Сначала книги печатались в Амстердаме новым гражданским шрифтом, который пришел на смену церковно-славянскому.

В Петербурге в 1714 г появилась собственная типография, и книгопечатание набирало обороты. За 17 лет, начиная с 1708 по 1725 гг. в стране книг было напечатано больше по сравнению с предыдущим веком.

Развитие медицины и здравоохранения требовало поддержки со стороны государства. Империя нуждалась в полевых хирургах, поэтому в 1706 г. был основан Московский госпиталь, сразу решавший две проблемы.

Государственные аптеки нуждались в лекарствах, с этой целью в 1714 г. на Аптекарском острове основали огород лекарственных трав.

Реформы, проводимые в области образования, инженерного дела, медицины нуждались в таком центре, где накопленные знания можно было бы систематизировать.

По указу императора в 1724 г. учреждается Академия Наук и Художеств – это была основа будущей российской науки. Для работы, в Академию приглашались специалисты из-за границы, которые составляли большинство вплоть до 1746 г.

Плюсы и минусы петровских реформ

Реформы Петра Великого, как считает ряд историков – Н.И. Павленко, Е.В. Анисимов, А.М. Буровский, были для России великим несчастьем.

Эпоха петровских преобразований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Эпоха петровских преобразований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этот взгляд был унаследован от современников Петра, считавших, что всю старую жизнь император перевернул вверх дном и не оставил от старого порядка камня на камне. Однако сам царь при этом представлялся как «царь революционер».

По мнению других – М.Н. Покровского, В.О. Ключевского, Н.А. Рожкова, император взял из старой Руси верховную власть, право, сословия и заимствовал у Запада технические средства для устройства армии, флота, правительственных учреждений, хозяйства страны.

Несмотря на то, что политика Петра – военная, экономическая, финансовая позитивные результаты давала не всегда, но, тем не менее, по сравнению с предшественниками, был сделан большой шаг вперед.

Реформы были главной задачей деятельности правительства, и Петр четко определил их цели, что было большой его заслугой.

Петровские реформы помогли стране стать сильнее, помогли решить сложные проблемы.

Твердость и упорство императора помогли реконструировать государство в ряде областей в положительную сторону, создание контролирующих органов сделали систему управления проще.

В стране за короткий срок была создана сильнейшая регулярная армия и военно-морской флот. Доходы казны увеличились в несколько раз.

Во владение к государству перешли все церкви с крестьянами. Строились учебные заведения разного профиля, число учеников увеличивалось – население начинало жизнь жизнью образованного человека.

Появлялись новые мануфактуры и заводы, шла разработка полезных ископаемых.

Казенные уральские заводы по технической оснащенности и по объему производства не уступали Западу. Экспорт товаров обогнал импорт.

В сельском хозяйстве использовались новые орудия труда и новые культуры.

По уровню образования и технологиям Россия шла вровень с передовыми европейскими государствами.

Наряду с позитивными результатами реформирования, были и свои минусы.

В судопроизводстве царил сумбур и неразбериха, показания «выбивались» под пытками, создавая почву для необъективности.

Выросшие налоги привели к обнищанию основной части населения. Упал авторитет церкви, что стало причиной недовольства народа по отношению к императору.

Для работы на мануфактурах крестьян отрывали от семей, а результатом стали бунты и побеги.

Бытовой уклад жизни населения подвергся коренной ломке.

Замечание 1

Таким образом, в правлении любого государя российского можно найти как достоинства, так и недостатки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot