Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII вв. в России или, короче, Смута – это период с 1598 по 1613 гг. в истории России, во время которого происходили войны с поляками и шведами, гражданская война, стихийные бедствия, государственно-политический и социально-экономический кризисы.
Предыстория Смуты
Причинами Смуты можно назвать следующие факторы:
- династический кризис – среди Рюриковичей не осталось претендентов на престол;
- упадок экономики; это началось еще при Иване Грозном, чья политика истощила экономику государство – изнурительная Ливонская война требовала больших вложений, а опричнина разорила страну изнутри;
- стремление бояр расширить привилегии и распространить политическое влияние наталкивалось на стремление власти ограничить их уровень вмешательства в государственную деятельность;
- социальный раскол между слоями населения;
- кризис авторитета власти из-за опричнины.
После Ивана Грозного правит его сын Федор, который умирает в 1598 г. У Ивана Грозного был еще один младший сын – Дмитрий, который жил в Угличе со своей матерью. Однако в 1591 г. он умер.
Обстоятельства его смерти по сей день до конца не выяснены – все еще остается загадкой был ли это несчастный случай, или убийство по заказу Бориса Годунова. Многие придерживаются последней версии, и она звучит весьма правдоподобно.
Итак, после смерти Федора больше не оставалось живых Рюриковичей, которые могли бы занять престол.
Хронология Смуты
В это время борьба за престол активизировалось, и в ее результате побеждает Борис Годунов – брат жены Федора. Бориса Годунова избирает царем Земский собор – это первый в истории России царь, который получил власть не по наследству.
Во многом благодаря драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» образ этого царя представлется отрицательным. Однако на самом деле, Годунов был грамотным и умным правителем, сделавшим много полезных дел. При нем началась активизация хозяйственной деятельности, было организовано освоение черноземных земель, укреплялись международные связи. В России в 1598 г. утверждается патриаршество.
В 1601-1603 гг. по всей стране прошел голод. Несмотря на раздачи хлеба и организацию общественных работ для обеспечения населения продовольствием, социально-политический кризис резко обострился. В эти же годы был восстановлен Юрьев день. В итоге Борисом Годуновым было недовольно почти все население. В 1605 г. он умер.
С этого периода принято говорить об «открытом» периоде Смуты. Еще в 1604 г. поползли слухи, что в Польше объявился чудом спасшийся царевич Дмитрий. Он собирает армию и идет отвоевывать законный трон. Явление самозванцев – это одно из типичных проявлений кризиса в государстве и обществе того времени, когда власть нестабильна, а общество в таком состоянии особо чувствительно в отношении веры в подобные чудеса.
Согласно общепринятой исторической версии, самозванцем оказался беглый монах Гришка Отрепьев, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Его поддерживал польский король Сигизмунд III, а в России – противники Годунова. В июне 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву. Для того, чтобы убедить народ в своем происхождении, он разыграл перед публикой сцену признания его матерью Дмитрия, Марией Нагой. Ей также было выгодно признать его как сына: во-первых, это укрепляло ее положение, а во-вторых, у нее банально не было другого выхода.
Лжедмитрий начал проводить популистскую политику, стремясь угодить всем слоям населения, что было сделать невозможно. Он освободил от ответственности крестьян, бежавших от своего владельца, но при том, увеличил срок сыска беглых крестьян; увеличил налогообложение с монастырей и земельные жалования дворянам. В его политике большую роль играли поляки, с помощью которых он и пришел к власти. Они регулярно грабили русские земли, устанавливали свои порядки, что вызывало недовольство местного населения. К тому же, Лжедмитрий женился на Марии Мнишек, дочери знатного поляка, которая отказалась принять православие, что было очень важно для православного населения. В итоге, против Лжедмитрия сложился заговор, в ходе которого он был убит, а Марине с сыном удалось бежать.
В 1606 г. Земский собор избрал новым царем В. Шуйского, однако это не нормализовало обстановку в России. В 1606-1607 гг. происходит крестьянское восстание под предводительством И. Болотникова. В числе восставших были разные люди:
- крестьяне;
- посадские люди;
- казаки;
- холопы.
Это войско дошло до Москвы, но потерпело там поражение и отступило к Туле. Там они не смогли выдержать штурм, поэтому им пришлось капитулировать. После поражения восстания крестьянское движение начало падать.
В то же время на Брянщине появился очередной самозванец, выдававший себя за Дмитрия. В его войске, в основном, находились казаки и польские шляхтичи, а поддерживал его опять же Сигизмунд. В начале 1608 г. он подошел к Москве и встал лагерем в деревне Тушино.
В 1609 г. Шуйский заключил договор со Швецией, рассчитывая на ее помощь в борьбе с Лжедмитрием II в обмен на передачу шведам Карельской области. Это дало Швеции повод для открытой интервенции. Польша также начала военные действия против России. Лжедмитрий же был убит в 1610 г.
Но В. Шуйский был свергнут, а вместо него во главе государства встает «семибоярщина». Бояре заключают договор с Польшей о призвании на престол царевича Владислава. Таким образом, польские войска входят в Москву. Шведские же войска занимают некоторые российские территории (например, Новгород, Псков).
Это был пик кризиса в России. И тогда зарождается национальное движение, которое возглавляют купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Всего было два ополчения, но только второму удалось очистить русские земли от иностранцев, войти в Москву и освободить ее от интервентов.
После этого был созван Земский собор, на котором решался вопрос о новом царе. Выбор пал на юного Михаила Романова, сына патриарха Филарета (деятеля Смутного времени), родственника первой жены Ивана Грозного.
Он был избран царем 21 февраля 1613 г. и положил начало новой династии Романовых, которая будет править следующие три века. Таким образом, политическая стабильность была восстановлена.
В социальной сфере в этот период в России утверждалось крепостничество. Среди дворянства со временем снижалось значение прямой связи между службой и земельным вознаграждением за нее: поместья больше не отнимались у рода, если его представители не проходили службу. Развитие феодальных и крепостнических отношений показательно на примере увеличения крепостнического землевладения за счет передачи дворянам «дворцовых» и «черных» (монастырских) земель. Впоследствии церкви вообще запрещалось расширять свои территории.
Развитие крепостничества поддерживалось и государством, которое брало на себя сыск беглых крестьян и в целом проводило курс по предотвращению бегства крепостных.