Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Причины принятия христианства

Все предметы / История России / Причины принятия христианства
Содержание статьи
Определение 1

Крещение Руси (988 год) — это термин, под которым в исторической науке подразумевается начало введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённое князем Владимиром Святославичем.

Причины принятия новой веры

Крещение Руси положило начало русской цивилизации. Оно было вызвано комплексом факторов:

  • Политические предпосылки;
  • Международные факторы;
  • Социальные факторы;
  • Личные интересы князя Владимира.

Политические предпосылки. Владимир старался укрепить территориальное единство государства. Попытка достичь этого при помощи создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к ликвидации племенного сепаратизма и укреплению княжеской власти. Лишь единобожию было под силу сплотить страну и освятить авторитет княжеской власти.

Международные факторы. Христианизация вводила Русь в семью европейских народов, создав условия для равноправных отношений, а язычество вело к изоляции и враждебности со стороны уже христианизированных соседей. Следует учитывать, что раскол христианства на православную и католическую ветви произошел только в 1054 году.

Социальные факторы. Рост социальной неоднородности, а также изменяющиеся духовные запросы общественной элиты создавали условия для перехода к новой сложной мировоззренческой системе.

Личные соображения князя Владимира. Есть мнения, что Владимир задумывался о духовном очищении, о деянии, которое его могло бы прославить. Однако скорее всего он исходил из прагматических соображений. Условием принятия христианства Русью Владимир выставил требование отдать в жены сестру императора Византии. Это поднимало его авторитет и укрепляло княжескую власть. Также Владимир понимал, что христианизация уравняет русских с соседними народами, а его – с христианскими монархами.

В русской общественной мысли есть и иные трактовки оснований принятия христианства. Отдельные исследователи, вслед за митрополитом Илларионом объясняли обращение Владимира «откровением», тем, что именно Бог просветил его душу. В советской историографии считалось, что новая вера отвечала классовым интересам слоя феодалов, поскольку христианская проповедь послушания была эффективным идеологическим оружием, направленным на эксплуатацию трудящихся масс.

Готовые работы на аналогичную тему

Выбор веры

Важной являлась проблема «выбора веры», от разрешения которой зависел весь ход русской истории.

Согласно летописной легенде в Киев к князю Владимиру прибыли представители трех монотеистических религий: иудаизма, ислама и христианства. Владимир отверг ислам по причине того, что он содержит запрет на употребление вина. Иудаизм он отказался принять по причине отсутствия собственного государства у евреев, в результате чего они рассеяны по всей земле. Предложение посланцев Папы Римского он отверг потому, что католичество отвергла княгиня Ольга. Лишь проповедь представителей православной церкви Византии произвела на князя благоприятное впечатление. Владимир все же не спешил с решением и отправил послов в разные страны. Когда те вернулись, они назвали самой лучшей верой греческую, а греческие церкви и службу – самыми красивыми.

За легендой скрыты реальные факты, повлиявшие на выбор Русью православной формы христианства:

  • ключевую роль сыграли прочные экономические и культурные связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины;
  • учитывалась международная обстановка, отношения государства и церкви, некоторые особенности религий. Притязания Папы Римского на светскую власть, воинственность католической церкви и ее отказ учитывать местные особенности отталкивали главу молодого русского государства от этой формы христианства. В Византии же православная церковь подчинялась императорской светской власти. Такая система соответствовала восточнославянской традиции, в которой князь одновременно являлся и главой религиозного культа;
  • Православие наиболее терпимо относилось к местным традициям. Также в то время Византия казалась наследницей великого Рима, центром цивилизации, наиболее развитой и культурной европейской страной.

Ход христианизации

Христианизация Руси протекала противоречиво. Киевская община, подчинившись авторитету власти князя, безропотно приняла новую веру, но другие регионы (Новгород), принимали крещением лишь «огнем и мечем». Язычество долго сохраняло позиции, особенно в людском сознании. Православная церковь, приспосабливаясь к среде, соединяла культы святых с культами языческих богов. Так языческий праздник Купалы соединился с днем Иоанна Крестителя, день бога Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился языческий по своему происхождению праздник Масленицы.

Особенности христианизации Руси. После крещения шел процесс срастания языческих и православных ценностей. Долгое время к Христу относились не как к единому Богу, который указывает путь к спасению, а как к обычному местному божеству, к которому обращались с просьбой о помощи в земных делах. Широко распространился культ Богородицы как покровительницы живого, близкий и понятный языческому миросозерцанию.

В итоге шел синтез языческих и православных верований, который вел к складыванию двоеверия. Языческие элементы постепенно вытеснялись, но многие длительное время сохранялись. Так, долго было принято давать два имени новорожденному – языческое и имеющееся в святцах христианское. Считалось, что так человек будет обеспечен покровительством и христианского Бога, и защитой языческих божеств. Этот обычай бытовал как в низах общества, так и среди знати и князей. Например, сам Владимир I в историю вошел под языческим именем, хотя после крещения получил имя Василий. То же произошло и с Ярославом Мудрым, который был крещен как Юрий. Владимир Мономах христианским именем звался Василием Андреевичем, первые святые Борис и Глеб крещены были как Роман и Давид. Подобные случаи известны даже в XVI веке: знаменитый Малюта, сын Скураты из Вельских, по-христиански назывался Григорием Лукьяновичем.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис