Развитие торговли в конце XIX века
Необходимое условие успешного развития торговли – взаимовыгодный характер обмена товарами и услугами с зарубежными партнерами. Такой обмен выступает активным инструментом реализации тех потенциальных возможностей и преимуществ, которыми от природы располагает или создает в своем развитии каждое государство. Именно реализация таких преимуществ и создает тот экономический и коммерческий эффект, который служит материальной основой заинтересованности обеих сторон настойчиво преодолевать трудности и риски, которыми богато усыпаны пути внешнеторговой деятельности.
Хотя по потреблению хлеба на душу населения Россия уступала большинству стран Европы, в конце $XIX$ века она была крупнейшим экспортером зерна: на ее долю приходилась примерно четвертая часть всей пшеницы, реализуемой через мировой рынок, две трети ржи и овса, почти половина ячменя и 15 % кукурузы.
Наиболее ценным было крупное зерно твердой пшеницы, обладавшее высоким содержанием белка и клейковины. Из него получали лучшие сорта макарон, манной крупы, крупчатки. Чтобы вырастить такое зерно, нужен континентальный климат и чернозем. В Европе таких условий не было: попытки посеять русские семена твердых пшениц заканчивались неудачей. Поэтому Россия долгие годы занимала особое место на этом рынке.
Однако уже в конце $XIX$ века она столкнулась с растущей конкуренцией со стороны США, Канады, Аргентины и Австралии, что неизбежно приводило к снижению цен как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
В той незначительной части экспортной выручки, которую зарабатывала промышленность, заметное место занимали 10 млн. пудов сахара и более 16 млн. ведер спирта. Их тоже с небольшой натяжкой можно было отнести на счет сельского хозяйства.
В импорте в то время наибольший удельный вес составляло сырье и полуфабрикаты, 28 % приходилось на долю готовых изделий.
Если до 70-ых годов лидирующее положение во внешней торговле России занимала Великобритания, то в последнюю треть столетия с этого места ее вытеснила объединенная Германия. Франция же все это время довольствовалась третьим, тоже почетным местом.
Развитие российской внешней торговли в начале XX века
В начале $XX$ века внешнеэкономические связи России динамично росли, менялась их структура, осваивались новые рынки.
Внешняя торговля России за первые 13 лет $XX$ века расширилась более, чем в два раза. Среднегодовой таможенный доход в этот период составил 276 млн. зол. рублей, превышение вывоза над ввозом – 307 млн. зол. рублей. Эти данные свидетельствуют, что внешняя торговля продолжала играть важнейшую роль.
Особенно заметные сдвиги произошли в структуре импорта. Внутри его четко выявились три основные группы товаров:
- продовольствие (чай, фрукты, овощи, картофель, горох, сельди и даже хлеб),
- промышленное сырье, материалы, уголь, минеральные удобрения и в/готовые изделия.
Доля первой группы за десятилетие 1903– 1912 гг. осталась на прежнем уровне – 19 %, второй – сократилась с 54 до 47
Среди товаров второй группы в 1.5-2 раза увеличился ввоз многих видов сырья для легкой промышленности: шерсти, шелка-сырца, кожи, натурального каучука (в основном для изготовления галош). Показательно, однако, что импорт хлопка-сырца сократился: сказалось создание собственной базы для выращивания хлопка в Средней Азии.
Обращает на себя внимание резкий скачок почти в два раза,– импорта угля. Во многих регионах ощущался его дефицит в связи с относительно широким внедрением парового двигателя на транспорте, в промышленности и даже в сельском хозяйстве.
Необычно динамичным было расширение импорта третьей группы товаров: готовых промышленных товаров, в том числе, различных орудий труда и оборудования. Крестьяне и другие производители товарного хлеба за десятилетие в 2.5 раза увеличили закупки сельскохозяйственных машин, в 5 раз – минеральных удобрений. Среди них стали пользоваться массовым спросом чай, конфеты, а также импортные фабричные ткани, добротное тонкое сукно, резиновая обувь, керосиновые фонари и др.
Таким образом, внешняя торговля в начале XX века широко подключилась к удовлетворению многих новых и разнообразных потребностей народного хозяйства и населения России, все более тесно переплетаясь с ее единым национальным рынком.