Возникновение казачества
Казачество, которое сформировалось на территории Южной Руси в $XV$ в., представляло собой окраину великого княжества Литовского и Московского. В конце $XV$ века эта территория от Черного моря по р. Рось была разорена крымскими Татарами и турками. В этих благодатных краях, под постоянной угрозой смерти или турецкого плена, под прикрытием, хоть и ненадежным, немногочисленных замков продолжало жить местное население.
Примерно в одно время с днепровским казачеством сформировалось (также прежде всего из крестьян, которые бежали от крепостного гнета) казачество на Дону.
Однако эту территорию называли «Диким полем» поскольку существовала постоянная угроза нападения татар и турок, большинство населения сосредоточено в «острогах» при замках и вокруг и вблизи замков.
Итак, территория Южной России и современной Украины стало местом, где в $XV$ в. возникло казачество.
Источники казачества
Источником, из которого формировалось казачество, было местное приднепровское населения и беглецы, преимущественно крестьяне, из Западной и Северной России, которые, спасаясь от закрепощения, массами бежали в эти малозаселенные свободные места, где не было еще гнета помещиков.
Слово «казак» – восточного происхождения. Оно означало свободный воин, свободный человек, ездок. В понимании «свободный человек, который не зависит от феодала и центральной власти» это слово закрепилось в России.
Первые упоминания о казачестве в документах встречаются с конца $XV$ века. Тогда казаки упоминаются в переписке между Польшей, Россией, Крымским ханством, Турцией и др.
Итак, казачество, возникло в середине $XV$ века или по крайней мере во второй его половине. В первое время своего существования казачество до середины $XVI$ века не составляло отдельной организованной общественной группы населения. Среди него были выходцы из различных классов и слоев населения. В походах против татар и турок вместе с казаками часто принимали участие и крупные феодалы, в частности, старосты окраинных старосте, уездов. И они не были ни организаторами, ни основателями казачества.
Перерастание казачества в мощную военную силу
В течение первой половины $XVI$ века казачество количественно росло, набирало сил, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы татар и турок на нападения казаков и их требования обуздать «бунтарей». Это было начало формирования российского служилого казачества. С середины $XVI$ века русские (донские) казаки составляли соответствующую группу населения и род войск.
- В 1570 г. впервые упоминается о Донском казачьем войске,
- в 1577 г. – о Терском и Гребенском,
- в 1591р. – Яицком (Уральском).
На данном этапе большой разницы между запорожскими и донскими казаками не было. Его социальная организация напоминала и ордынскую с той лишь разницей, что каждый отряд именовался русским термином «станица», а общие казацкие сборы назывались «круг». Такая совершенно незначительная разница была естественной, потому служивые казаки выполняли одни и те же функции независимо от этнической принадлежности, причем осуществляли их в одинаковых условиях еще неосвоенного Дикого Поля. При отсутствии регулярной сторожевой службы в государствах, граничивших со Степью, и при тесном соседстве Орды и Крымского ханства их деятельность была чрезвычайно важной.
До конца $XVII$ века донские казаки пользовались автономией. Они выбирали себе атамана, судей, двух есаулов, дьяка. Походный атаман во время военных операций обладал неограниченными полномочиями. Цари пытались держать донских казаков в повиновении, позволяли «беглым и свободным холопам» не платить налогов, посылали разные дары: хлеб, вино, деньги, порох и свинец. Независимость Дона была зафиксирована в двух документах:
- «С Дону выдачи нет»,
- «Мы не кланяемся никому, окромя государя».
Русские казаки сыграли большую роль в защите от турецко-татарской агрессии не только юга нашей страны, но и всей Европы. Велика также заслуга казаков в освоении южных районов и развитию их производительных сил. Наконец, казачество долгое время стояло в центре освоения Сибири, было центром притяжения всех недовольных социальным гнетом.