Политико-правовая идеология Киевской Руси
Становление российской государственности в этот период происходило в условиях постоянных оборонительных войн. В политико-правовой концепции этого времени идеи единства и независимости русских земель стали ведущими.
Культурным и экономическим подъемом, ростом самосознания отмечено время правления Ярослава Мудрого (1015-1054), что выразилось в политических акциях (самовольное избрание митрополита Киевского Илариона в 1051 году без санкции патриархии Константинополя), и в первых произведениях древнерусской литературы («Слово о Законе и Благодати»). С именем Ярослава связано принятие Церковного Устава, в котором помимо византийских канонических положений содержались нормы русского права. Тогда же была создана Русская Правда, ставшая первым письменным сводом обычного права Киевской Руси.
Древнерусские летописи
Идея единства земель Руси свое развитие получили в русских летописях.
В основу древнерусских летописей легли патриотические идеи суверенности и самостоятельности Киевского государства.
Возникновение летописания, отразившего древнее прошлое Русской земли, относится к княжению Ярослава и связано с попытками летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить право Руси на церковную самостоятельность.
В XI–XIII веках Киево-Печерский монастырь был центром просвещения и очагом недовольства по отношению к патриарху Константинополя и к власти посаженных в Киеве греческих митрополитов.
В летописи передавалось содержание важнейших документов: завещаний князей, международных договоров, рядных и крестоцеловальных записей князей, решений княжеских съездов. В летописях использовались произведения дружинной поэзии и материалы народного творчества. Летописцы создали обширные своды – свидетельства истории Русской земли. Для составления сводов использовались ранее существовавшие сказания (о княгине Ольге, о крещении Руси).
Древнейшие летописи по политической направленности и содержанию не были однородными. В сказании о крещении выразилось освящение государственности и прославление церкви, а в других сказаниях – восхваление подвигов Святослава.
Основной линией в летописях стало укрепление киевской княжеской власти и подчинение власти Киева других князей во имя Русской земли.
«Летописный свод 1039 года» выразил патриотическую идею целостности и единства Руси. Летописец стремился к восстановлению истории Русской земли, установлению ее по доступным памятникам.
Развернутое изложение истории Русской земли и политической мысли той эпохи дано в «Повести временных лет», написанной в XI – начале XII века.
Ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
Вопрос о происхождении Русской земли в «Повести» связан с вопросами мировой истории, что рисует картину политической истории.
Летописец имел своей целью прежде всего показать величие русского народа и его равноправие с другими народами, доказать, что он имеет собственное историческое прошлое.
«Повесть» осуждала междоусобицы, напоминала о внешних опасностях, говорила о величии и славе родины, необходимости единства.
Перед летописцем стояла задача преодоления политической зависимости от Византии.
В летописи дан отпор теории византийского происхождения Русского государства – автор летописи включил в нее легенду о призвании варягов.
Легенда была попыткой представить происхождение своего государства результатом соглашения, а не насилия. Старейшины передали князьям власть с целью установления «порядка», при котором государственная жизнь управляется по нормам («правдам» и «уставам»), предписываемым княжеской властью.
В 1116 году «Повесть временных лет» по поручению Владимира Мономаха была переработана. При описании деятельности Владимира Мономаха, игумен Сильвестр его восхвалял, защищал государственную программу, направленную на преодоление междоусобиц.
В летописи содержатся обращения Владимира Мономаха к князьям с призывом обеспечить единство, не губить раздорами Русскую землю.
Авторитет «Повести временных лет» как исторического источника и политического произведения на Руси был очень высок.
Со второй половины XIII века возвышается небольшое удельное Московское княжество. При Иване III завершилось собирание Северо-Восточных Русских земель вокруг Москвы. Во главе централизованного Русского государства встал единый правитель, обладающий большими властью и авторитетом. Процесс централизации продолжился в XVI веке, а его фактором, показателем и результатом был единый Судебник 1497 года, ставший первым общерусским правовым кодексом.
Москва – третий Рим
В начале XVI века оформились две политические концепции. Одна изложена в «Сказании о князьях Владимирских». Ее основным положением было утверждение о наличии преемственности московских князей с Римской империей императора Августа. Создателем идеи «Третьего Рима» был Филофей. Она заключалась в следующем: рождение Христа произошло в державе Августа, там же он совершил свои деяния, поэтому в них коренится и русская государственность, и русская церковь. Со временем «Ромейское царство» переместилось в Россию. Ее миссию предопределила реальная ситуация, поскольку русское государство стало единственным сохранившим независимость православным царством, а русский царь – единственным защитником православных христиан и «внешним» гарантом православия, каким был прежде византийский император.
Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.) оказал влияние на укрепление Русского общества и государства. По разносторонности интересов Симеон Полоцкий – богослов, монах, писатель, философ, поэт, общественный и церковный деятель, воспитатель и педагог, близок деятелям Возрождения. В 1661 году Симеон навсегда поселился в Москве, став в школе Спасского монастыря учителем латыни. Его успехи в качестве учителя стали известны Алексею Михайловичу, и он пригласил Симеона наставником к своим детям. В Москве Симеон Полоцкий развернул просветительскую деятельность – открыл типографию, преподавал, возглавил первую в России школу нового типа, где обучал будущих чиновников латинскому языку. Он разработал проект организации высшей школы, который позже лег в основу создания Славяно-греко-латинской академии.
В 1666–1667 годах Симеон Полоцкий написал обличающий старообрядцев трактат «Жезл правления». Симеон по просьбе царя имел беседу с протопопом Авакуумом. Симеон считал необходимым поднимать культуру народа.
В «Букваре языка славенска» Симеон Полоцкий проповедовал верность государю. Обобщенный образ «совершенного человека» в его труде приобрел черты верноподданного. В книге утверждается, что царское благополучие является целью существования других членов общества.
Симеон Полоцкий стремился обозначить царя как вселенского, ибо задачу России он видел в создании православного вселенского царства как «Нового Израиля».
В «Рифмологионе» Симеон формулирует целевые и смысловые установки развития России.
Симеон возвышал авторитет царя, сравнивая его с солнцем. Формула «царь-солнце», характерный атрибут абсолютной монархии, именно Симеоном была впервые введена в русскую политическую культуру. Бог и Царь у него практически равные величины. При этом Полоцкий настаивал на различии между тираном и царем.