Отличительные особенности русской культуры XIV-XVI вв.
- Общий культурный подъем с $XIV$ в.
- Укрепление связи между культурой и государством, правителем
- «Золотой век живописи» $XIV-XV$ вв.
- Активное развитие каменной архитектуры
- Преобладание исторических тем в литературе
- Складывание общерусского летописания с центром в Москве
- В $XVI$ в. – расцвет публицистики
- Появление книгопечатания (середина $XVI$ в.)
Живопись
Со второй половины $XIV$ в. начался так называемый «Золотой век живописи». По-прежнему живопись использовалась в основном в религиозной сфере – иконопись, фрески. В связи с тем, что государство еще не было единым, существовали местные школы живописи со своими характерными особенностями. Общим был подъем мастерства и глубокая духовность.
Одним из великих мастеров того времени являлся Феофан Грек, приехавший из Византии в $70$-е гг. $XIV$ в. В начале он работал в Новгороде, где оказал сильное влияние на развитие местного искусства. В Новгороде он расписал фресками собор Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Федора Стратилата на Ручью, а также Успения Богородицы на Волотовом поле.
После Новгорода в $1390$-х Феофан работал в Москве. Там он возглавил роспись нескольких храмов: Архангельский и Благовещенский соборы Кремля, церковь Рождества Богородицы. Также Феофану Греку приписывают авторство некоторых икон, например, Донская икона Божией матери.
Феофан Грек являлся носителем византийской традиции, которая была передана его ученикам и развита ими. Традиционно первым национальным художником считается Андрей Рублев, монах Троице-Сергиева монастыря. Для него характерно отличная от византийской манера работы, хотя он в сотрудничестве с Феофаном Греком расписал Благовещенский собор Кремля. В целом, можно сказать, что живопись Рублева мягче византийской, человечнее. Он расписал вместе с Даниилом Черным Успенский собор Владимира, а также работал над иконами Троицкого монастыря. Наиболее известное произведение Рублева – икона «Троица».
Техника Рублева была продолжена Дионисием. Этот живописец стал основателем московской живописной школы. Его фрески сохранились в Ферапонтовом монастыре.
Архитектура
В $XIV$ в. архитектура Московского княжества продолжала более ранние традиции Северо-Восточной Руси. Первые построенные храмы Московской земли тяготели к домонгольскому периоду.
Тем не менее, искусство не могло стоять на месте. Выше отмечено, что культура стала использоваться для выражения государственных идей, укрепления строя и власти отдельных правителей, их прославления. Поэтому в Москве началось монументальное строительство, целью которого было подчеркивание величия Московской Руси. Отдельно отметим, что повышенное внимание стало уделяться украшению построек. Важнейшей задачей являлось укрепление города, поэтому в $1367$ г. Кремль был выстроен в камне. Особенно широко каменное строительство разворачивалось при Иване III, были возведены современные нам стены Кремля из кирпича. Также строились монументальные соборы – Успенский, Благовещения, Архангельский. Известным зодчим, принимавшим в этом участие, был итальянец Аристотель Фьораванти. В $XVI$ в. каменное московское строительство развивалось еще быстрее и активнее.
В $XVI$ в. получил развитие шатровый стиль архитектуры.
Кроме Москвы, каменное строительство широко развивалось в других крупных городах. Больше всего церквей сохранилось в Новгороде. Но активнее всего строились крепости – появились кремли в Нижнем Новгороде, Смоленске и др.
Литература
На рубеже $XIV-XV$ вв. создавался Куликовский цикл («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), воспевающий доблесть и патриотизм.
В литературе Россия стала помещаться в центр христианского мира («Сказание о князьях Владимирских», «Хронограф $1512$»).
Единое летописание выразилось в официальной Никоновской летописи $XVI$ в.
В $XVI$ в. появилась публицистика. Споры велись о религии, государстве, праве. Оценивался строй в России представителями всех сословий. Наиболее известны имена Ермолая-Еразма, Федора Косого, а вершиной жанра стала переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.