Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.
Древняя Русь входила в сферу влияния византийской цивилизации. Именно Византия дала славянам православную веру. На первых порах греческие священники составляли основу клира, своей деятельностью заложив фундамент русской православной культуры, книжности, искусства, архитектуры. Византия дала Руси первые уроки законодательства, международных договоров, учения о верховной власти.
Первые контакты с Византией
В Византии о «росах» заговорили в IX века, когда они начали из-за Черного моря совершать на византийские города набеги. Принято считать первым упоминанием известие в «Житии Георгия Амастридского» о нашествии на город Амастриду в Малой Азии. Некоторые ученые его датируют временем до 842 года, другие в этом известии видят позднюю вставку, отражающую события 860 года или 941 года. Точные сведения относятся к 860 году, когда впервые «народ рос» напал на Константинополь. В дальнейшем киевские князья приводили войско под стены Византийской столицы еще несколько раз.
Византия – это средневековое государство, возникшее в IV веке в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до середины XV века.
Русские летописи содержат подробный рассказ о походе Олега в 907 году, после которого он прибил на врата Царьграда свой щит. Греки сдались и подписали выгодный Руси договор, помещенный в «Повести временных лет». Этот договор принято считать первым международным соглашением Древнерусского государства. Проблема заключается в том, что византийские источники не содержат сведений об осаде Константинополя в 907 году, капитуляции города перед русами, заключении договора 911 года.
Однако не стоит преувеличивать факт умалчивания византийских источников о делах славян. Византийцы в своих источниках умудрились «не заметить» Крещение Руси в 988 году, так как они считали русов христианами после крещения Ольги, и отправка на Русь священников в 988 году показалась византийским историкам недостойной упоминания. Такая же ситуация могла быть с событиями 907–911 годов. Летописный текст договора содержит несомненные византийские юридические формулы X века, находит параллели в современной ему документации, и поэтому считается подлинным. Византийские источники содержат свидетельства о походе Игоря в 941 году, хотя греческий текст договора также не сохранился.
Договоры регулировали права русских купцов, проблемы пленных, вопросы юрисдикции по совершаемым иностранцами уголовным преступлениям и пр. Тематика указывает на ключевую сферу отношений: в первую очередь русов волновал статус в чужой стране.
Это подтверждает факт масштабного проникновения славян в византийское общество.
Важным событием в отношениях был визит княгини Ольги в Константинополь (946 год или 957 год) и оказанный ей прием. Ольга приняла крещение, однако это не привело к крещению Руси.
Отношения Византии и Руси в конце X- начале XI веков
Символом налаживания отношений стало участие войск русов в византийских войнах второй половины X века в качестве союзников или наемников. Вместе с византийцами русы воевали на Кипре и Сицилии против арабов. В 988–989 годах дружина Владимира участвовала в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II помощь в подавлении мятежа Варды Склира и Варды Фоки. В конце X – первой половине XI века в византийской армии действовал русский корпус, участвовавший во многих сражениях византийцев. При его участии император Василий II вернул Сирию, подчинил западную Болгарию, Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Он умер в 1025 году при подготовке похода в Сицилию. Войско, включавшее и русских воинов, стояло в Реджио. Для Руси этот корпус был средством влияния на правительства государств, участвующих в политике на Средиземном море и в Передней Азии. Следовательно, несколько преувеличенным является мнение о неучастии Руси в европейском крестоносном движении.
Русь знала круг земель, куда Византия могла направить корпус. Эти страны не изменились и при Ярославе Мудром, в годы упадка Византии, когда ее начали теснить турки и норманны, когда в византийском войске резко выросла роль наемников. В 1030 году русские были в числе тех, кто под Алеппо спасал императора Романа III от арабского плена. На следующий год они входили в войско Георгия Маниака, овладевшего Эдессой. Корпус служил также императору Михаилу IV– сперва стоял во фракийской феме, а затем участвовал в отвоевании у арабов Сицилии, а когда в Италии французские норманны в 1041 году вышли из повиновения Византии, русский отряд участвовал в сражении с ними при Малфи. С 1036 года печенеги вторгались во владения Византии через Дунай; их противоречия с Византией оказались сильнее, чем с Русью, а в 1043 году произошел и русско-византийский разрыв.
Военный этап противостояния Византии и Руси закончился русско-византийской войной 970–971 годов. Борьба развернулась за земли Болгарии. Князь Святослав хотел здесь основать Дунайскую Русь. Византию не устраивал захват русами Придунайвья, и греки приложили все военные и дипломатические усилия, чтобы этого не произошло. И хотя в 971 году был заключен мирный договор, на обратном пути в 972 году Святослав погиб из-за византийских интриг, в результате нападения печенегов на его отряд.
Последняя русско-византийская война случилась в 1043 году, после чего стало окончательно ясно, что походы на Константинополь организовать невозможно: слишком много трудов и риска. В 1046 году был заключен мир, скрепленный браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха.
Во второй половине XI века продолжается русское военное присутствие в армии Византии в качестве наемников. Они воевали против сельджуков в Грузии в 1053 и 1074 годах, в Армении в 1057 и 1071 годах. Однако русское участие в византийских войнах постепенно уменьшается. Ученые этот факт обычно связывают с завоеванием норманнами Англии в 1066 году, после чего в Византию начинают в большом количестве приезжать наемники из Скандинавии и Англии.
Византия и Русь после Крещения Руси
Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.
Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.
В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).
Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.