Флот Петра I
В 1696 году во Втором Азовском походе русские выставили 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов. После завоевания Азова Боярская дума, обсудив рапорт Петра I о походе, постановила начать строительство флота 20 октября 1696 года. Эта дата стала днём рождения Военно-морского флота. Первые корабли были построены на верфи адмиралтейства в Воронеже.
Балтийский флот был создан в годы Северной войны. Строительство галер началось в 1702—1704 годах на верфях рек Луга, Сясь, Олонка, Свирь. Для защиты побережий и атак на морские пути сообщения противника был создан парусный флот из построенных в России и купленных кораблей. В 1703—1723 годах главный порт Балтийского флота располагался в Санкт-Петербурге, а позже в Кронштадте. Военные порты создавались в Выборге и Ревеле. Судостроительными делами вначале занимался Владимирский судный приказ, позже они перешли в ведение Адмиралтейского приказа.
Русский флот в 1725 году имел 130 кораблей:
- 36 линейных кораблей;
- 9 фрегатов;
- 5 брандеров;
- 3 шнявы;
- 77 вспомогательных судов.
В гребном флоте было 396 кораблей – 253 галеры и 143 бригантины. Морские офицеры имели происхождение из дворян, матросы были рекрутами из простонародья. На флоте служили пожизненно. Молодые офицеры проходили обучение в Школе математических и навигационных наук в Москве, и посылались для практики за границу. Также нанимались иностранцы.
В 1718 году как орган высшего управления флота была создана Адмиралтейств-коллегия.
Принципы организации флота, методика образования кадров, методы ведения военных действий были прописаны в Морском уставе 1720 года, основанном на зарубежном опыте.
Созданный Петром I флот к 1720 годам достиг вершины мощи. Однако, начиная с 1722 года, темпы кораблестроения снижаются. В последние годы петровского правления закладываются лишь 1—2 корабля в год, а количество, необходимое для поддержания штатного состава, составляло 3 корабля в год.
Флот после смерти Петра I
Со смертью Петра I состояние кораблестроения ухудшились. В 1726 году был заложен лишь один 54-пушечный корабль, а в 1727-1730 годах не был заложен ни один корабль.
В 1727 году боеспособный состав корабельного флота насчитывал 15 линейных кораблей и 4 фрегата.
К концу 1731 года в корабельном флоте числились 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шнявы, однако полную боеспособность имели лишь 30 % от числа линейных кораблей, ещё 20 % могли действовать в Балтийском море в благоприятное время года. Всего в море можно было вывести восемь линейных кораблей и пять — в ближнее плавание. Из строя выбыли корабли крупных рангов — 70, 80, 90-пушечные. Боеспособными оставались лишь один 100-пушечный корабль, пять 66-пушечных и семь 56—62-пушечных.
Удовлетворительным оставалось состояние галерного флота, в котором было 120 галер. Вице-адмирал П. Сиверв В 1726 году предложил ввести мирный штат галерного флота, что в 1728 году было реализовано. Постоянно содержалось на плаву 90 галер, также хранились леса, приготовленные для быстрой сборки еще 30.
В царствование Петра II снизилась боевая подготовка экипажей. В апреле 1728 года царь на заседании Верховного тайного совета приказал, чтобы в море выходили лишь четыре фрегата и два флейта, а пять фрегатов были готовы к крейсированию. Остальные корабли для «сбережения казны» оставались в портах. Состояние казны и нерегулярное жалование привели к оттоку офицеров, вызвав падение дисциплины среди матросов.
Царствование Анны Иоанновны
По восшествии на престол Анна Иоанновна обратилась к проблемам восстановления флота. 21 июля 1730 года она издала указ «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам».
В декабре 1731 года императрица велела возобновить регулярные учения Балтийского флота с выходом в море. В январе 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен 66-пушечный линейный корабль «Слава России», два корабля были заложены в 1732 году.
В 1732 году для реформы системы флота была учреждена Воинская морская комиссия.
По новому штату 1732 года основными стали 66-пушечные корабли. Осталось неизменным общее количество линейных кораблей— 27. Оставалась неизменной и общая орудийная сила. Этот штат флота был неизменным до правления Екатерины II.
В августе 1732 года было принято решение о восстановлении Архангельского порта и кораблестроения в Соломбале, что сыграло большую роль в развитии кораблестроения.
В мае 1734 года в составе вышедшего в море для осады Данцига русского флота насчитывалось 14 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и мелкие суда.
Несмотря на спад кораблестроительной программы, связанный с русско-турецкой войной в 1736—1739 годах, когда велось строительство Азовской и Днепровской флотилий, в царствование Анны Иоанновны произошёл прогресс в состоянии флота.
Флот во второй половине XVIII века
Во второй половине XVIII века флот усиливался из-за активной внешней политики и русско-турецких войн. Впервые в истории Россия направила военно-морские корабли из Балтики в удалённый театр действий. В Чесменском сражении 1770 года эскадра Спиридова разгромила османский флот и добилась превосходства в Эгейском море. В 1771 году было завоевано побережье Керченского пролива и захвачены крепости Еникале и Керчь.
Когда русские войска вышли к Дунаю, для обороны устья была сформирована Дунайская флотилия.
В 1773 году в Чёрное море вышли корабли вновь сформированной Азовской флотилии.
В 1774 году русско-турецкая война завершилась победой России, в результате она приобрела все побережье Азовского моря и часть побережья Чёрного моря между Южным Днестром и Бугом. В 1783 году к России был присоединен Крым и в этом году был основан Севастополь, ставший главной базой Черноморского флота.
Черноморский флот боролся с османским флотом в русско-турецкой войне 1787—1791 годов.
В 1791 году в составе российского флота были 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов.
В 1798—1800 годах русская эскадра адмирала Ушакова осуществила экспедицию в Средиземное море. Результатом похода стало взятие французской крепости на острове Корфу и высадка десантов на побережье Италии.