Первые шаги на посту президента
С приходом нового Президента у людей появилась надежда на преодоление кризиса. В. В. Путин начал свой внутриполитический курс развития России с учетом исторических традиций и реальных возможностей.
Он не стал менять прижившиеся рыночные отношения, но учел мотивы разочарования россиян в итогах приватизации и ее последствиях. Он также учел желание россиян возвысить государственную власть над частными интересами, навести в стране порядок, усилить позиции России в мире и вступил в борьбу с разрушителями государства.
Уже в первых обращениях к народу Путин назвал в числе главных направлений своей деятельности достижение консолидации общества и укрепление государства, борьбу с бедностью и обеспечение устойчивого роста благосостояния населения. Президент заявлял, что только плодотворная, созидательная работа граждан может обеспечить России «шансы на достойное будущее». В целом его программа была направлена на сохранение уже созданных институтов гражданского общества и дальнейшее созидание в этом направлении.
Сотрудничество Президента с парламентом позволило существенно модернизировать основополагающие кодексы: Гражданский, Земельный, Трудовой и другие, а также принять Налоговый кодекс и ряд правовых актов, призванных стабилизировать положение в стране.
Укрепление вертикали власти
Президенту пришлось заниматься укреплением вертикали власти, ибо в отдельных регионах имело место стремление выйти из-под контроля центра. Там создавались собственные структуры управления, некоторые субъекты перестали платить налоги в общефедеральный бюджет.
Более четверти правовых актов в регионах расходились с Конституцией РФ, а нередко и противоречили ей. Особую независимость проявляли автономные образования. При Ельцине оказалась подорванной внутренняя целостность государства. Это явилось неизбежным следствием слабости центра, который не мог влиять на развитие социально-политических процессов в регионах.
Поэтому в мае 2000 г. Президент своим указом создал на территории России семь федеральных округов как промежуточных связующих звеньев между центром и 89 субъектами России.
Федеральные округа:
- Центральный,
- Северо-Западный,
- Северо-Кавказский,
- Приволжский,
- Уральский,
- Сибирский
- Дальневосточный.
По своим административным границам они совпадали с военными округами. Представителям Президента в округах предлагалось не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на базе общероссийского законодательства, добиваться исполнения Конституции РФ и информировать Администрацию президента о положении в регионах. За короткий срок полпреды Президента привели законодательные акты регионов в соответствии с федеральной Конституцией, что упорядочило структуру местных органов власти и их деятельность. В Татарстане, Башкортостане и Якутии были отменены те положения местных конституций, которые противоречили Основному Закону РФ.
Изменения в политической сфере
В целях утверждения в обществе гражданского согласия и выработки взвешенных политических решений 14 июня 2001 г. вступил в силу закон о политических партиях. К этому времени в стране действовали сотни общероссийских, региональных и городских объединений, большинство из которых представляли собой политические клубы с ограниченным числом членов. Их программы не имели осознанной и стабильной поддержки со стороны широких масс, что позволяло постоянно манипулировать общественным мнением и обманывать простодушных избирателей. Новый закон требовал от каждой партии пройти официальную перерегистрацию и доказать свое право на участие в политической жизни в общефедеральном масштабе. Только в этом случае они могли претендовать на выдвижение своих кандидатов на выборах в Государственную думу.
В ноябре того же года в Москве состоялся Гражданский форум, представлявший несколько тысяч общественных неполитических организаций России. На нем речь шла о взаимоотношениях государства и общества. Делегаты договорились о создании рабочих групп для координации деятельности общественных организаций и государственных учреждений при выработке и реализации злободневных общенациональных проблем.
Первый опыт использования новой правовой основы в политической борьбе в ходе выборов в Государственную думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., был не вполне удачным.
Почти половина избирателей на выборы не явилась. В выборах участвовало 19 партий и 4 блока, из них пятипроцентный барьер преодолели 4 партии и блока. В ходе предвыборной кампании Президент четко обозначил свою поддержку партии «Единая Россия», что предопределило ее успех на выборах: за нее проголосовало 37% избирателей. КПРФ получила 12,6% голосов, ЛДПР – 11,4%, избирательный блок «Родина» – 9%. Пятипроцентный барьер не смогли преодолеть 19 партий и блоков, в том числе ранее хорошо известные «Аграрная партия», «Яблоко» и «Союз правых сил». Фракция «Единой России» сумела объединить в Думе 305 депутатов (более 2/з состава Думы). Председателем Думы стал лидер «единороссов» Б. В. Грызлов, ей же достались и все думские комитеты.