Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Итоги первого президентства Путина В.В.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Россия в начале XXI века / Итоги первого президентства Путина В.В.
Итоги первого президентства Путина В.В.

Достижения и недостатки в экономике страны

Характеризуя результаты проводимой политики В.В. Путина в первый президентский срок, следует подчеркнуть, что за 1999–2003 гг. российский ВВП увеличился почти на 30%, а уровень инфляции упал в 3 раза. За этот же период средний размер пенсий в реальном выражении возрастал на 8–10%, а реальная заработная плата – на 11–13 %.

Рост ВВП отмечался и в последующие годы:

  • в 2004 г. – 6,3%,
  • в 2005 г. – 6,4%,
  • в 2006 г. – 6,7%,
  • в 2007 г. – 8,1%.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 42 млн. человек в 2000 г. до 22,3 млн. человек в 2007 г. Вместе с тем в результате проведения пенсионной реформы относительный размер пенсии упал до 25% от средней зарплаты. По данным «Росстата», в 2006 г. 10% самых обеспеченных россиян имели доход в 25 раз больший, чем 10% самых бедных. Инфляция к концу 2007 г. вышла из-под контроля властей, и для двух третей населения оказалась выше среднестатистических 12%.

Помощь со студенческой работой на тему
Итоги первого президентства Путина В.В.

За годы рыночных реформ технологический уровень отечественной промышленности почти не претерпел изменений. Не был преодолен разрыв между отраслями, ориентированными преимущественно на экспорт, и отраслями, ориентированными на внутренний рынок. У первых создавался «избыток» финансовых ресурсов, вторые же испытывали их недостаток. Иначе говоря, те, кто торговал на мировом рынке сырьем или полуфабрикатами, имели хорошую прибыль, а те, кто сбывал свою продукцию российским потребителям, еле сводили концы с концами.

Разработка промышленной политики продолжала находиться в руках руководителей РАО «ЕЭС России», нефтяных магнатов, представителей алюминиевого, никелевого и стального бизнеса. Именно «сырьевики» и «полусырьевики» финансировали значительную часть федеральных СМИ, оплачивали предвыборные кампании. Для стимулирования развития обрабатывающей промышленности необходимо, чтобы норма прибыли в ней после вычета налогов была выше, чем в сырьевых отраслях. Однако, если в США в конце 1990-х гг. она составляла 15% против 13% в добывающей промышленности и 10% в торговле, то в России, по данным Торгово-промышленной палаты, норма прибыли в нефтедобыче составляла в среднем 27% против 14% в обрабатывающей промышленности. При таком соотношении норм прибыли вкладывать капитал в обрабатывающую промышленность, особенно в наукоемкие отрасли, невыгодно.

Демографические проблемы России

За 1992–2005 гг. в стране умерло на 11,2 млн. человек больше, чем родилось. Если в 1980-е гг. СССР прочно удерживал первое место в Европе по естественному приросту населения, то в настоящее время по этому показателю Россия оказалась позади всех европейских стран. В 2006 г. постоянное население России насчитывало 142,2 млн. человек. Ныне остро стоит проблема стабилизации численности населения. Речь идет об осуществлении комплекса социальных мер в этой области, включая проведение эффективной миграционной политики и создание предпосылок к последующему демографическому росту. Реальность же такова, что для сохранения нынешнего количества населения, необходимо в ближайшее десятилетие ввозить не меньше 700 тыс. человек в год, а с 2015 г. – не менее 1,2 млн. человек.

Завершение структурной перестройки экономики и повышение уровня жизни россиян требуют дополнительных финансовых расходов. Правительство вынуждено проводить непопулярные реформы, затрагивающие жизненные интересы большинства населения. Предусматривается перевод на рыночные отношения и свободное ценообразование естественных монополий: электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой промышленности, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений медицины, образования и науки.

Приоритетные задания, которые стояли перед Россией

Замечание 1

Россия определенно заявила о своей позиции во внешней политике – не допустить создания однополярной структуры международных отношений. В числе приоритетов была определена многополярная система международных отношений, отражающая многообразие современного мира.

5 сентября 2005 г. В. В. Путин объявил о приоритетных национальных проектах – здравоохранении, жилищном строительстве, образовании и агропромышленном комплексе, реализация которых уже дает положительные результаты. 21 октября 2005 г. он подписал указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов» и потребовал установить жесткий контроль за расходованием выделяемых средств. Председателем совета является президент, а его первым заместителем стал руководитель президентской администрации Д. А. Медведев, вскоре назначенный первым вице– премьером правительства РФ.

Пытаясь диверсифицировать российскую экономику и придать ей инновационный характер, в марте 2005 г. правительство РФ одобрило создание в стране технопарков. Одновременно оно поддержало проект закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), разработанный в Минэкономразвития РФ. Для предприятий и бизнесменов, работающих на этих территориях, предусмотрены налоговые и таможенные преференции. Все эти меры направлены на обеспечение устойчивого подъема России в XXI веке.