Реформа Сената Екатериной II – это преобразование организации Сената, осуществленное Екатериной II.
История Сената до Екатерины II
Правительствующий Сенат – это высший орган исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской империи, подчинявшийся непосредственно императору. Сенат был создан Петром I в 1711 году в качестве высшего органа государственной власти, чтобы управлять делами государства во время отсутствия правителя. Соответственно, поначалу Сенат был небольшой и состоял из узкой группы лиц, доверенных Петру. Сподвижники царя выбирались в Сенат, а правитель имел надзор за их деятельностью. Во главе Сената стоял обер-секретарь, который следил за порядком на заседаниях – позже же функции контроля были переданы гвардейским штаб-офицерам.
При последующих императорах Сенат потерял некоторые свои важные функции, так как при Екатерине I и Петре II высшим органом власти стал Верховный тайный совет. Это учреждение, по факту управлявшее страной, забрало у Сената большинство его функций и прав. Анна Иоанновна же ликвидировала Верховный тайный совет и восстановила функции и права Сената. Петр III создает новый орган власти – Императорский Совет, который по функциям и влиянием становится выше Сената. Позже из сенатской сферы деятельности выводятся военная и морская коллегии, что демонстрирует дальнейшее сужение прав Сената. Кроме того, свобода действий сенаторов был ограничена указом, запрещающим «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат».
Реформа Сената 1763 года
Екатерина II проводит масштабную реформу сенатской структуры. В результате упразднения Императорского Совета, Сенат возвращает себе статус высшего государственного учреждения в России. Со временем же значение Сената в структуре государственного управления меняется, ибо Екатерина с недоверием относилась к Сенату, сохранявшему традиции эпохи Елизаветы Петровны.
В 1763 г. императрица издает указ, согласно которому Сенат делился на шесть департаментов (четыре – в Петербурге, два – в Москве), функции между которыми распределялись таким образом:
- I департамент: внутренние и политические дела;
- II департамент: судебные вопросы;
- III департамент: дела губерний, которые находятся на особом положении (Малороссия, Лифлиндия, Эстляндия, Нарва, Выборгская губерния);
- IV департамент: военные и морские дела;
- V департамент: административные вопросы;
- VI департамент: судебные дела.
Все департаменты были равны между собой и имели одинаковое влияние и достоинство. Устанавливалось, что все дела решались единогласно в департаментах, а при возникновении разногласий, вопросы переносились на общее обсуждение. Это правило несколько умалило политическое значение Сената, поскольку теперь его указы исходили не от собрания все сенаторов в государстве, а только от трех-четырех лиц, с которыми было проще договориться.
Положение Сената после реформы и ее результаты
Сфера деятельности сенатских генерал-прокурора и обер-прокуроров расширилась, и они получили больше возможностей влиять на положение дел в Сенате. При каждом департаменте с 1763 г. учреждался свой обер-прокурор – это не касалось только I департамента, где эти обязанности были в сфере деятельности генерал-прокурора, а обер-прокурор в ней появился только в 1771 г.
Разделение Сената на департаменты имело положительные результаты, поскольку это способствовало ускорению процесса сенатского делопроизводства, который, как правило, шел очень медленно.
Помимо этого, Сенат лишился работы по делам, которые имели государственную важность. В результате получилось, что в ведении Сената остались лишь суд и несложная административная деятельность. Упразднение законодательных функций Сената также стало большим ударом по его самостоятельности. До этого от Сената в большинстве случаев и исходила законодательная инициатива, так как он являлся законосовещательным органом. Екатерина же большую часть законодательных функций передала своим сподвижникам и отдельным комиссиям, так что основная часть реформ (городская, губернская, школьная, церковная реформы, «Жалованная грамота дворянству») проводилась без участия Сената.
Итак, в результате екатерининских реформ у Сената осталась малая часть его функций, которые теперь состояли из пополнения мелких пробелов в законах, которые не имели решающего значения. Интересно, что и эти исправления и дополнения надо было посылать на утверждение вышестоящей власти.
Возможно, что у Екатерины не было доверия к сенаторам, и она понимала полную зависимость этого учреждения от его же канцелярии и неспособность вести эффективное делопроизводство. Кроме того, многие дела по управлению Сенат вследствие неэффективности своей бюрократии довел до беспорядка, который требовал срочного устранения. По этой причине те дела, которым Екатерина придавала особое значение, передавались ее приближенным доверенными лицам. Среди них значимую роль играл генерал-прокурор А. А. Вяземский, который со временем расширил свое влияние. Фактически он заведовал и финансами, и юстицией, и внутренними делами, и был государственным контролером. Даже появлялись целые ведомства, главы которых теперь подавали Екатерине II дела в обход Сената.
Изъятие из сферы деятельности Сената военной и морской коллегии стало значимым ударом по нему, что особенно заметно отразилось на III и IV департаментах. Умалила значение Сената также губернская реформа, поскольку часть былых сенатских функций оказалась передана государственным губернским учреждениям. Сенату же пришлось выстраивать новую структуру взаимоотношений с губернскими органами, однако на деле она была сложно реализуема. Несогласованность действий Сената и губерний в итоге привела к тому, что генерал-губернатор доставлял дела непосредственно императрице, а не через Сенат, который теперь стал заниматься мелкими административными делами, которые приходили ему с губернских правлений и казенных палат.
Однако при этом влияние Сената возросло в сфере судопроизводства, поэтому он стал фактически судебным органом. Тем не менее значение Сената снижалось под влиянием нескольких факторов:
- большое влияние обер-прокуроров и генерал-прокуроров на дела;
- регулярное опущение всеподданнейших жалоб не только не департаменты, но и на общие собрания Сената.
Таким образом была проведена масштабная перестройка системы работы Сената, в результате чего его влияние сильно понизилось. Ответственность сенатских подразделений была распределена, большая часть его функций была передана другим государственным учреждениям. Роль Сената в государственной бюрократической системе свелась к ликвидации недосмотров в законодательной сфере и контролю над исполнением законов и процессом судопроизводства.