Из воспоминаний эмигрантов
Эмиграция – это следствие больших социальных изменений. В 1917 г в эмиграции оказались политические деятели, генералы, офицеры, работники искусства, часть буржуазной интеллигенции, члены их семей.
Сегодня историческая судьба страны переосмысливается, поскольку в течение длительного времени существовала только одна, советская точка зрения. Более объективная картина тех событий может появиться из воспоминаний эмигрантов. Политики, писатели, военные, философы имели свои взгляды на то время.
Начало первого этапа военной эмиграции связано с именем А.И. Деникина, бывшего в это время далеко от Петербурга. Он был в Румынии и командовал армейским корпусом.
Узнав о том, что 3 марта вспыхнуло восстание, военные были ошеломлены и молчанием встретили отречение императора – по щекам старых солдат текли слезы.
Военные сносно отнеслись к временному правительству, а к тому, что военным министром был назначен штатский человек, отнеслись неблагоприятно.
В событиях 1917 г. И.А. Ильин, П.Б. Струве, Л.С. Франк видели трагедию, считали революцию катастрофой – такой точки зрения придерживались все, кто как-то был связан с белым движением.
Генерал А.И. Деникин свои воспоминания назвал «Очерки русской смуты».
Временное правительство в глазах П.Н. Врангеля не имело авторитета и после августа 1917 г. показывало свое полное бессилие. Слово «свобода» по его мнению, русский народ заменил произволом, а полученную вольность превратил в грабеж, буйство и убийства.
Оценка революции писателей была несколько иная. Например, Н.А. Бердяев считал, что революция является карой за то, что люди не смогли творить лучшую жизнь, не обнаружили творческой духовной силы.
Революция – это прохождение через смерть и в то же время он говорит, что власть большевиков является единственной властью, хоть как-то выполняющей защиту России от грозящих ей опасностей.
Февраль 1917 г. и крах самодержавия Н.А. Бердяев встретил восторженно, а октябрю того же года философ дает несколько иную оценку.
Рисунок 1. Философский пароход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Приход к власти большевиков для него стал разрушительным началом в русской революции. Заключение Брестского мира, Н.А. Бердяев воспринял как предательство национальных интересов России, тем более что Германия не способна была занять отошедшие ей российские земли.
Русский писатель И.А. Бунин не принял революцию и свое отношение к событиям 1917 г. он описал в дневнике «Окаянные дни».
В своем произведении «Черная книжка» писательница З.Н. Гиппиус говорит о массовых расстрелах в Петрограде дворян, интеллигенции, офицеров, говорит о бедственном и бесправном положении, о голоде его обитателей.
Совершенно разные писатели - Бунин, Гиппиус, Амфитеатров, обратились к жанру литературного дневника, потому что именно он мог по горячим следам запечатлеть происходившие события, невольными участниками и свидетелями которых они были.
Как свершившийся факт принял Октябрьскую революцию Н.К. Рерих, признавший Советское государство и Советское правительство.
Благосклонно встретил революционные события Ф. Шаляпин. Однако новая власть в первые же дни открыла ему глаза на большевиков – в госпитале матросы убили больных арестованных министров Временного правительства – Кокошкина и Шингарева. Да и сам Ф. Шаляпин был для новой власти буржуем, поэтому дом его по ночам обыскивали.
Рисунок 2. Белая эмиграция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Русские эмигранты вдали от Родины ставили вопросы, значимые для жизни российского общества. Они спорили о будущем своей родины, о её месте в мире, намечали пути национального возрождения, которые являются актуальными и сегодня.
«Несвоевременные мысли» М. Горького
Максим Горький – классик пролетарской литературы, настоящее имя которого А. М. Пешков до революции был активным участником социал-демократического движения. В течение недолгого времени перед Первой мировой войной он редактировал «Правду» – газету большевиков, а в годы войны журнал Горького «Летопись» был одним из легальных «пораженческих изданий».
После революции газеты большевиков были легализованы, и Горький предлагает им свои статьи, однако, из-за идеологических расхождений его тексты большевики отвергают.
Весной 1917 г. Горький и интернационалисты публицисты, близкие к меньшевикам, основали газету «Новая жизнь», где Горький печатает свои публицистические тексты. Его авторская рубрика называлась «Несвоевременные мысли», которые он собрал в 1918 г. в две книги – «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Была подготовлена ещё одна компиляция статей, пролежавшая в архиве до 1980-х годов. В годы перестройки его антибольшевистская публицистика стала снова востребованной и была издана.
Рисунок 3. «Несвоевременные мысли». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В своих статьях Горький писал о проявлениях «тяжкой российской глупости», о провокаторах, самосудах, об эпидемии насилия, захватившей страну. Революционный народ для писателя являлся воплощением «зоологического анархизма», противостоять которому должна интеллигенция. Спасти страну и революцию, считал он, может просвещение и распространение знаний.
В «Несвоевременных мыслях» он выражает позицию независимых социалистов и говорит о жестокости и грубости большевиков, об отсутствии у них культуры и знаний психологии русского народа.
В этот период Горький полагал, что большевики уничтожают рабочий класс, производя опыты над народом. По мере своего разумения он боролся против большевиков, да и политику кадетской партии тоже критиковал.
В своих статьях Горький пишет, что Ленин «вождь» и русский барин, и потому считает, что может проделывать с русским народом жестокий опыт, который обречен на неудачу. Это не смущает Ленина, считает Горький, потому что он не знает народа, кроме как по книгам. Сознательные рабочие должны понять, что опыт Ленина уничтожит лучшие рабочие силы и остановит развитие русской революции».