А. С. Хомяков
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) - выходец из старинной дворянской зажиточной семьи. Он получил хорошее домашнее образование, изучал основные европейские языки, латынь и греческий.
В 1822 году Хомяков сдал экзамен в Московском университете на соискание ученой степени кандидата математических наук, после чего началась его военная служба. Он встречался с участниками движения декабристов, но не разделял их политических взглядов, выступал против «военной революции». Взяв отпуск на неопределенный срок, он совершил поездку за границу, затем снова поступил на военную службу и участвовал в боевых действиях против Турции. В 1829 году Хомяков окончательно вышел на пенсию.
Хомяков был исключительно одаренным человеком, а именно:
- поэтом,
- философом,
- теологом,
- историком,
- изобретателем паровой машины, запатентованной в Англии,
- знатоком народной медицины,
- геологом,
- астрономом,
- охотником.
Идеи Хомякова были собраны в восьми томах его сочинений, которые подтверждали широту его интересов. Хомяков внес огромный вклад в развитие славянофильского учения, в том числе в обоснование своих философских позиций. Славянофильские взгляды Хомякова сформировались в середине 1930-х годов и нашли отражение в основном в его стихах, а в конце 1930-х - начале 1940-х годов – в его прозе. Среди идеологических источников славянофильства Хомякова можно прежде всего выделить идеологические идеи восточного христианства, выражающие тенденцию к онтологизации истины, исходя из того, что истина может оставаться только в области теории. Другим идейным источником взглядов Хомякова была классическая немецкая философия, особенно труды Шеллинга и Гегеля. Серьезное влияние на него оказали западные богословские идеи, в частности учение французских традиционалистов.
Хомяков отмечал, что в России нет оригинальной собственной философии. Развитие философии на русской почве общего приобщения к человеческим знаниям может идти, по мнению философа, двумя путями:
- первый – «рабское подражание» западным школам, которое априори не может привести к положительному результату;
- второй путь связан с созданием собственной оригинальной философии и науки, требующей собственной духовной работы.
Хомяков формально не принадлежал ни к одной из философских школ. Он не признавал материализм, но он также не принимал полностью существующие формы идеализма.
Исходной предпосылкой его философского анализа окружающей действительности являлось утверждение, что «мир представляется разуму как субстанция в пространстве и как сила во времени».
Россия, в отличие от Запада, полагал Хомяков, развивается органично, что проявляется в следующих основных моментах:
- завоевание лежит в основе европейских государств, они «искусственные создания», а русская земля «не строилась, а росла»;
- на Западе превалирует «дух индивидуализма», а Россия построена на христианской общинной основе;
- европейская цивилизация отдает приоритет «материальной стихии», стремлению к материальному благополучию, а в российском обществе основную роль играют духовные ценности.
Хомяков выступал противником николаевской бюрократии, онсчитал необходимым отменить крепостное право, критиковал чрезмерную духовную цензуру, призывал к терпимости. Идеи Хомякова способствовали росту национального самосознания, активному развитию русской культуры и философии, в частности. Идеологическое наследие Хомякова оказало существенное влияние на национальную духовную традицию и взгляды не только религиозно ориентированных людей, но и на взгляды А. И. Герцена и др. Многие идеи Хомякова послужили основой для создания оригинального русского православного богословия.
И. В. Киреевский
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) родился в высокообразованной дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование. Среди его наставников был известный поэт В.А. Жуковский. В 1822 году семья Киреевских переехала в Москву, юноша посещал занятия в Московском университете, занимался самообразованием, затем началась его служба в главном московском архиве заграничного училища. Там произошло его сближение с так называемыми «молодыми архивариусами»:
- Д.В. Веневитиновым,
- А.И. Кошелевым,
- С.П. Шевыревым и др.
Они составляли костяк «Общества мудрости». Восстание декабристов оказало невероятное влияние на Киреевского и его друзей, хотя революция была для него неприемлема. Формирование взглядов Киреевского было довольно сложным и длительным процессом. Он рано ознакомился с идеями немецкой философии, главным образом с работами Шеллинга, в меньшей степени Гегеля, в то же время его знания отечественной духовной традиции были явно недостаточными. Под влиянием трудов монахов Оптиной пустыни и сочинений отцов церкви, философ обратился к славянофильским принципам. В 40-50-е гг. он становится одним из главных идеологов славянофильства.
Киреевский, как и Хомяков, не создал целостной философской системы, но, несмотря на это, в славянофильском кругу именно его считали знатоком в области философии. Основными философскими трудами мыслителя являются статьи:
- «О природе просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852 г.),
- «О необходимости и возможности новых принципов философии» (1856 г.).
Киреевский намеревался продолжить свои исследования, чтобы более детально обосновать принципы новой философии, но его безвременная кончина не позволила ему сделать это.
Анализируя основы, на которых базировалось просвещение Западной Европы и России, Киреевский пришел к выводу об их принципиальных различиях, связанных с:
- этническими различиями между восточными славянами и западноевропейцами и способами формирования их государств;
- различными формами проникновения христианства в эти народы.
В России главным фактором религиозности является преобразование внутреннего состояния души, ведущее к новой духовной жизни. Христианство пронизывает жизнь русского человека, его убеждения, становится его истинным смыслом жизни, и потому в его душе преобладает не внешняя истина, а сущностная справедливость, не материальная выгода, а нравственные требования. Так, в западном христианстве, по мнению Киреевского, принадлежность к церкви, поведение человека оценивается с формальной точки зрения, по внешним критериям, а православие осмысленно рассматривает церковь и человека.
Осуждая индивидуализм, Киреевский был убежден, что личностное разделение разрушает единство общества, на первый план выходят корыстные и утилитарные интересы людей. Как и Хомяков, Киреевский внес колоссальный вклад в развитие идей славянофильства.