Земская реформа Александра II – это реформа органов местного управления, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности – земских учреждений.
Предпосылки реформы
В 1860-х гг. стал очевиден кризис системы местного самоуправления, ибо в российских губерниях сложилась неудовлетворительная ситуация. Дело в том, что все чиновники в губернии и уезды назначались прямо в Петербурге, и потому они совершенно не знали специфики нужд и потребностей региона и населения, которое в нем проживало. Получалось так, что фактически все сферы общественной жизни регионов пришли в кризисное состояние. Дороги, хозяйство, торговля, образование, здравоохранение имели множество проблем.
В то же время было отменено крепостное право, что, естественно, вызвало недовольство дворян и их недоверие к действующей власти. Таким образом, земская реформа была способом частично компенсировать потери дворянства, дав им некоторую власть в регионах.
Итак, причинами реформы можно назвать стремление:
- привлечь к местному самоуправлению широкие слои население;
- предоставить жителям областей самостоятельность в решении региональных проблем;
- частично возместить лишения и утраченные привилегии дворянству.
При помощи привлечения местного населения к решению проблем, Александр планировал отвлечь людей от идей революции, направив их энергию в нужное русло для решения местных вопросов.
Для разработки проекта земской реформы была создана специальная комиссия при министерстве внутренних дел, председателем которой был назначен Н. А. Милютин, а с 1861 г. ее возглавлял П.А. Валуев. Разработчики реформы хотели заменить систему бюрократического управления в областных органах, чтобы областная деятельность управлялась приказами из центра, что вело к ошибочным решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что лишь местные жители хорошо знают потребности региона, а отправляемые на места чиновники лишь точно реализуют программу, полученную из центра.
Содержание реформы
В 1864 г. Александр II издает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому положению в уездах и губерниях создавались новые органы местного самоуправления – земства. Они были выборными органами власти: участвовать в выборах могли только мужчины, достигшие 21 года; все же избиратели делились на три курии (разряда) – земледельческая, городская, крестьянская.
В земледельческую входили те, чей доход, при наличии 200 десятин земли и имущества, составлял не менее 15 тысяч рублей, а также владельцы предприятий с доходом, превышающим 6 тысяч рублей. Таковыми были уездные дворяне и помещики. Крестьянскую составляли представители сельских крестьянских обществ. В городскую курию входили купцы и владельцы предприятий с доходом свыше 6 тысяч рублей, владельцы недвижимости стоимостью более 3600 рублей в крупных городах и свыше 600 рублей в остальных городах.
Выборы проходили поэтапно: на первом этапе выбирались представители в волостные сходы, на втором выбирались представители уездных земств, а на третьем – представители в губернские земства.
Губернский и уездный съезды проводились один раз в три года: таким образом, выбранные депутаты за один срок могли принимать участие только в одном таком съезде. Вообще губернская и уездная структура самоуправления были похожи.
Они проводили сессии и выбирали управление каждый год. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – министром внутренних дел.
Для крестьян реформа создала особую систему управления: сельский сход и волостной сход. Сельский сход был выборным, выбирались представители на три года. Сельский сход отвечал за распределение земель, повинностей, рекрутчины, вопросы принятия и выхода из общины, выбор управления сходом, сборщика податей и старосты. Волостной сход решал аналогичные вопросы, но на более высоком уровне.
Органы земств были разделены на исполнительные (управа) и распорядительные (собрание). Земские управы состояли из шести членов, которые назначались земскими собраниями. Собрания собирались раз в год, а земства же работали непрерывно. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы занимались непосредственно выполнением решений. Предводителями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.
Собрания Земства же были наделены функциями решениями местных проблем:
- строительство дорог;
- открытие и содержание школ, больниц, приютов;
- сбор статистических данных, сбор податей;
- организация переписи населения;
- помощь крестьянским и прочим хозяйствам.
Однако лишь внешне земства были независимыми и самостоятельными органами: на самом же деле их роль не была особо значимой, а их деятельность была подчинена строгому контролю. Это выражалось в том, что все земства подчинялись непосредственно губернатору.
Губернатор не только утверждал все решения земств, но и обладал правом их отмены. Кроме того, земства не могли заниматься политическими вопросами и объединяться между собой. Также они не имели принудительной власти, полиция им не подчинялась. Таким образом, это были собрания, которые решали местные хозяйственных вопросы.
Интересно, что действие реформы не было распространено по всем регионам Российском империи. Два категории регионов не были затронуты:
- области, где отсутствовало землевладение или было незначительным: Сибирь, Архангельская, Оренбургская, Астраханская губернии, Средняя Азия;
- области, где большинство помещиков не были русскими: правобережная Украина, Белоруссия, Польша, Кавказ, Литва.
В некоторых областях осуществление реформы началось позже (Ставропольская, Астраханская, Оренбургская губернии).
Подобная избранность была главным минусом данной реформы. Еще одним минусом можно назвать выборность сословий, ибо преимущества традиционно оставались у дворян. Тем не менее, эта реформа считается достаточно либеральной, так как предоставляла некоторую свободу местному самоуправлению и населению областей.