Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Земская реформа

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Земская реформа

Предпосылки Земской реформы

В $1864$ году правительством императора Александра II была проведена Земская реформа, направленная на модернизацию в сфере управления на местах.

Когда в $1861$ году отменили крепостное право, и в стране появились существенные экономические изменения, новой системе потребовалось более грамотное и быстрое управление. Из центрального управления отсылались приказы в подчиненные им губернии, а поскольку приказы шли очень долго или не доходили вовсе, то принимались неверные решения на местах или их принятие откладывалось на неопределенный срок.

История создания Земской реформы

Предоставить губерниям самостоятельность в работе было решено еще во времена Александра I. Тогда же Сперанский составил крупный проект реформ, включающий и новую систему самоуправления в губерниях. По проекту предполагалось создание дум в уездах для делегатов из местных жителей, выбранных по имущественному, а не по сословному признаку. Но тогда реформу не приняли. К ней вернулись во времена Александра II, многое в ней изменив. Например, земство кончалось на уровне губернии, а волостных дум не было вовсе.

Помощь со студенческой работой на тему
Земская реформа

И все-таки самоуправление пришло в руки местных жителей, которые знали больше о своих проблемах, нежели приезжие чиновники, что и было главной идеей земской реформы.

Содержание реформы

На основе акта «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от $1$ января $1864$ года были созданы земские собрания и земские управы. В них должны были входить местные жители, не зависимо от сословия.

Выборы проходили по куриям – разряды, на которые делились избиратели по имущественному, социальному и др. признакам – представители которых принимали участие в выборах в органы местного самоуправления. Избиратели группировались по трем куриям: городской, землевладельческой и сельской.

Замечание 1

Предполагалось, что в каждой курии будут представители всех сословий. Однако имущественный ценз ограничивал круг избираемых лиц.

В итоге председателями земских губернских и уездных собраний стали представители дворянского сословия. Существовали также и исполнительные управы.

Земские собрания и управы не имели права общаться между собой, им не подчинялась полиция, контроль над ними совершал губернатор или министр внутренних дел.

Каких-либо серьезных политических функций земства на местах не выполняли. Они занимались в основном решением бытовых и хозяйственных дел:

  • строительство и содержания дорог, больниц, школ в ближайших деревнях и городах,
  • устройство инфраструктуры,
  • развитие местной промышленности торговли,
  • сбор налогов в местный бюджет.

Земская реформа вводилась не одновременно и не повсеместно, многие национальные районы Российской империи земств не имели. Введение земских учреждений началось в феврале 1865 года, а закончился этот процесс к 1917 году.

Заключение

Введение Земской реформы обеспечило появление первых органов самоуправления. Ее активно поддерживали сторонники демократического устройства страны.

Реформа помогла земствам повысить уровень образования, что подтверждается открытием новых школ, улучшило систему здравоохранения и даже ветеринарию, развивалась экономика.

Но в реформе были и минусы из-за недостаточной ее продуманности. Прежде всего из-за несогласованности работы существующих земств и государственных контролирующих органов. Земства не обладали широтой политической власти и выполняли лишь ограниченный круг задач.

Но подводя итог, становится понятно, что Земская реформа позволила ускорить развитие экономики страны, послужила толчком для перехода к демократии.