Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реформы П. Столыпина: условия проведения, цели, результаты

Аграрная реформа П. Столыпина

П. А. Столыпин, министр внутренних дел времен Николая II, являлся автором целого ряда реформ, изменивших облик Российской империи.

Для проведения реформ был целый ряд причин:

  • наличие пережитков феодального стоя, особенно в аграрном секторе;
  • низкая всеобщая образованность;
  • социальная напряженность в обществе;
  • незавершенность реформ с переходом к капиталистической системе.

В результате нерешительности власти и отказа от радикальных мер, большая часть проблем была не решена, а сам Столыпин продолжал курс С.Ю. Витте.

Период реформирования охватил 1906 -1911 гг. и имел базовую цель – укрепить монархию. Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался на поместное дворянство и помещичью собственность считал неприкосновенной.

Главная идея его реформы состояла в разрушении общины, которая была сформирована ещё в ходе реформ 1860-1880 гг.

Общинные крестьяне на начало реформ представляли собой социальную базу протестов против власти, поэтому он стремился сформировать зажиточную и мощную прослойку крестьянства.

В ноябре 1906 г реформе было положено начало – издан указ, на основании которого крестьяне по личному решению могли выйти из общины. При выходе за ними закреплялась земля, полученная в ходе последнего передела.

В результате из общины вышло около30% крестьян, и из общинного пользования было изъято 22% земель.

Из общины вышли не только состоятельные крестьяне, как рассчитывал Столыпин, но и бедные, желавшие изменить свой образ жизни и место жительства.

В рамках реформы Столыпин вводил оптимальную форму владения или отруб – это значит, что пахотные земли локализовались в отдалении от усадьбы, в одном месте. Это так называемые хутора, которые не прижились на территории России.

Созданный Крестьянский банк с 1906 г начал скупать помещичьи земли.

Свои участки крестьяне могли продать, если не могли обрабатывать, затем эта земля дробилась и продавалась зажиточным крестьянам.

«Реформы П. Столыпина: условия проведения, цели, результаты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Купившие землю получали льготы для формирования хуторов и отрубов. Подходящие для земледелия и переселения территории подыскивали в Сибири.

Можно было ознакомиться с территорией, с землями, проезд обеспечивало государство. Однако политика переселения провалилась, поскольку отток переселенцев с целинных земель начался уже в 1910 г. Вернувшиеся крестьяне представляли собой опасную для самодержавия силу.

В результате этой реформы Столыпину удалось вывести из общины 22% крестьян, между бедняками и зажиточными крестьянами наметился явный конфликт, и ожидаемой опоры на монархию не получилось, сохранилась социальная напряженность. Тем не менее, увеличилась производительность труда и выросли урожаи.

Другие реформы П. Столыпина

Помимо аграрной реформы П. Столыпин провел ещё несколько реформ и одна из них военная реформа 1906-1907 гг.

Главная цель этой реформы заключалась в повышении обороноспособности страны, восстановлении военного могущества России, реформировании армии и флота.

Проводя эту реформу, Столыпин хотел обеспечить вооруженные силы техникой и машинами, увеличить скорострельность стрелкового оружия и его дальнобойность, создание аэропланов и бронемашин.

Вторым направлением реформы являлось активное внедрение новых средств связи, таких как телефон, радио, телеграф.

Создание армии должно было проходить на основе принципа всеобщей воинской обязанности со сроком службы 3 года в пехоте, 4 года в остальных родах войск.

В результате реформы значительно улучшилась система подготовки офицерского состава. Большое внимание в реформе было уделено развитию флота и кораблестроению.

Были введены льготы для призывников, создана новая форма.

Причиной образовательной реформы 1908 г стала невозможность системной модернизации страны без элементарных базовых знаний. Столыпин ставил цель расширить образовательную деятельность и совершенствовать её, а также сформировать в стране единую систему педагогических учреждений.

Для реформирования образования разработали проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». На основании этого закона обеспечивалось в равной степени элементарное образование мальчиков и девочек.

Системообразующим элементом были гимназии. Преподавательские кадры планировалось готовить на специальных курсах педагогов.

Рассматривался вопрос о создании Учительского института в Ярославле, выделялись средства на переподготовку учителей средних школ.

За период реформирования на нужды начального образования ассигнования выросли с 9 млн. рублей до 35,5 млн.

Следующей была земская реформа, цель которой заключалась в качественном преобразовании системы местного самоуправления. Необходимо было приобщить все слои общества к самоуправлению.

В России земство существовало с 1864 г., и было сословным учреждением с ограниченной сферой компетенции.

В сфере деятельности земств были строительство, содержание общеобразовательных, медицинских, ветеринарных учреждений, строительство дорог.

Разработкой главных постулатов земской реформы Столыпин занимался лично. Главными пунктами реформы были следующие:

  • число избирателей всех слоев общества должно быть расширено;
  • наделение имеющихся органов самоуправления большими полномочиями;
  • формирование земств в поселках и волостях, т.е. на самом низовом уровне.

Поскольку предводитель дворянства и земский начальник представляли интересы дворянства, то Столыпин предлагал их упразднить и учредить должность специально обученного правительственного чиновника, а это означало, что во всех поселковых и волостных органах самоуправления будут свои представители правительства.

Однако дворянство не готово было отказаться от своих интересов в местном самоуправлении, поэтому земская реформа не удалась.

Что касалось судебной реформы, то в ткань законов империи предполагалось внести декларированные гражданские свободы. Процедуру их отстаивания и ответственность за осуществление возлагалась на всё государство и на каждого бюрократа в отдельности.

Оценка современниками реформ П. Столыпина

Процесс реформирования сельского хозяйства, считал Столыпин, будет постепенный и длительный, поэтому он говорил, что России надо "дать лет 20 как внутреннего, так и внешнего покоя, и страна изменится коренным образом".

Современники П. Столыпина оценивали реформы неоднозначно, потому что цели и методы их осуществления имели внутреннюю противоречивость. Это привело к тому, что П. Столыпин оказался реформатором-одиночкой.

Против него выступали все – левые, стремившиеся к насильственной экспроприации помещичьей земли, революционные партии видели в нем «душителя революции», эсеры устроили настоящую охоту на премьер-министра, а либеральная интеллигенция обвиняла Столыпина в верности самодержавию.

Не довольны были и крестьяне, разочарованные тем, что за землей надо было ехать в Сибирь.

Поддержку реформатор нашел только среди патриотически настроенных октябристов, да и они затягивали принятие закона в третьей Думе.

Против продолжения реформ выступали поместные дворяне.

Попытка Столыпина учредить земство в западных районах империи вводом при выборах национальных курий в марте 1911 г привела к новому кризису.

С молчаливого согласия императора правые в Государственном совете проголосовали против национальных курий. В результате П. Столыпин вынужден был подать в отставку, мотивируя тем, что легитимистские лидеры «ведут страну к погибели». Отставку император не принял.

Оценивая в целом деятельность П. Столыпина после его смерти, многие десятилетия тысячи людей обсуждали судьбу России и сходились на том, что, что если бы он был жив и имел несколько лет спокойной работы, то революции в России не было бы.

Дата последнего обновления статьи: 25.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot