Аграрная реформа П. Столыпина
П. А. Столыпин, министр внутренних дел времен Николая II, являлся автором целого ряда реформ, изменивших облик Российской империи.
Для проведения реформ был целый ряд причин:
- наличие пережитков феодального стоя, особенно в аграрном секторе;
- низкая всеобщая образованность;
- социальная напряженность в обществе;
- незавершенность реформ с переходом к капиталистической системе.
В результате нерешительности власти и отказа от радикальных мер, большая часть проблем была не решена, а сам Столыпин продолжал курс С.Ю. Витте.
Период реформирования охватил 1906 -1911 гг. и имел базовую цель – укрепить монархию. Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался на поместное дворянство и помещичью собственность считал неприкосновенной.
Главная идея его реформы состояла в разрушении общины, которая была сформирована ещё в ходе реформ 1860-1880 гг.
Общинные крестьяне на начало реформ представляли собой социальную базу протестов против власти, поэтому он стремился сформировать зажиточную и мощную прослойку крестьянства.
В ноябре 1906 г реформе было положено начало – издан указ, на основании которого крестьяне по личному решению могли выйти из общины. При выходе за ними закреплялась земля, полученная в ходе последнего передела.
В результате из общины вышло около30% крестьян, и из общинного пользования было изъято 22% земель.
Из общины вышли не только состоятельные крестьяне, как рассчитывал Столыпин, но и бедные, желавшие изменить свой образ жизни и место жительства.
В рамках реформы Столыпин вводил оптимальную форму владения или отруб – это значит, что пахотные земли локализовались в отдалении от усадьбы, в одном месте. Это так называемые хутора, которые не прижились на территории России.
Созданный Крестьянский банк с 1906 г начал скупать помещичьи земли.
Свои участки крестьяне могли продать, если не могли обрабатывать, затем эта земля дробилась и продавалась зажиточным крестьянам.
Купившие землю получали льготы для формирования хуторов и отрубов. Подходящие для земледелия и переселения территории подыскивали в Сибири.
Можно было ознакомиться с территорией, с землями, проезд обеспечивало государство. Однако политика переселения провалилась, поскольку отток переселенцев с целинных земель начался уже в 1910 г. Вернувшиеся крестьяне представляли собой опасную для самодержавия силу.
В результате этой реформы Столыпину удалось вывести из общины 22% крестьян, между бедняками и зажиточными крестьянами наметился явный конфликт, и ожидаемой опоры на монархию не получилось, сохранилась социальная напряженность. Тем не менее, увеличилась производительность труда и выросли урожаи.
Другие реформы П. Столыпина
Помимо аграрной реформы П. Столыпин провел ещё несколько реформ и одна из них военная реформа 1906-1907 гг.
Главная цель этой реформы заключалась в повышении обороноспособности страны, восстановлении военного могущества России, реформировании армии и флота.
Проводя эту реформу, Столыпин хотел обеспечить вооруженные силы техникой и машинами, увеличить скорострельность стрелкового оружия и его дальнобойность, создание аэропланов и бронемашин.
Вторым направлением реформы являлось активное внедрение новых средств связи, таких как телефон, радио, телеграф.
Создание армии должно было проходить на основе принципа всеобщей воинской обязанности со сроком службы 3 года в пехоте, 4 года в остальных родах войск.
В результате реформы значительно улучшилась система подготовки офицерского состава. Большое внимание в реформе было уделено развитию флота и кораблестроению.
Были введены льготы для призывников, создана новая форма.
Причиной образовательной реформы 1908 г стала невозможность системной модернизации страны без элементарных базовых знаний. Столыпин ставил цель расширить образовательную деятельность и совершенствовать её, а также сформировать в стране единую систему педагогических учреждений.
Для реформирования образования разработали проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». На основании этого закона обеспечивалось в равной степени элементарное образование мальчиков и девочек.
Системообразующим элементом были гимназии. Преподавательские кадры планировалось готовить на специальных курсах педагогов.
Рассматривался вопрос о создании Учительского института в Ярославле, выделялись средства на переподготовку учителей средних школ.
За период реформирования на нужды начального образования ассигнования выросли с 9 млн. рублей до 35,5 млн.
Следующей была земская реформа, цель которой заключалась в качественном преобразовании системы местного самоуправления. Необходимо было приобщить все слои общества к самоуправлению.
В России земство существовало с 1864 г., и было сословным учреждением с ограниченной сферой компетенции.
В сфере деятельности земств были строительство, содержание общеобразовательных, медицинских, ветеринарных учреждений, строительство дорог.
Разработкой главных постулатов земской реформы Столыпин занимался лично. Главными пунктами реформы были следующие:
- число избирателей всех слоев общества должно быть расширено;
- наделение имеющихся органов самоуправления большими полномочиями;
- формирование земств в поселках и волостях, т.е. на самом низовом уровне.
Поскольку предводитель дворянства и земский начальник представляли интересы дворянства, то Столыпин предлагал их упразднить и учредить должность специально обученного правительственного чиновника, а это означало, что во всех поселковых и волостных органах самоуправления будут свои представители правительства.
Однако дворянство не готово было отказаться от своих интересов в местном самоуправлении, поэтому земская реформа не удалась.
Что касалось судебной реформы, то в ткань законов империи предполагалось внести декларированные гражданские свободы. Процедуру их отстаивания и ответственность за осуществление возлагалась на всё государство и на каждого бюрократа в отдельности.
Оценка современниками реформ П. Столыпина
Процесс реформирования сельского хозяйства, считал Столыпин, будет постепенный и длительный, поэтому он говорил, что России надо "дать лет 20 как внутреннего, так и внешнего покоя, и страна изменится коренным образом".
Современники П. Столыпина оценивали реформы неоднозначно, потому что цели и методы их осуществления имели внутреннюю противоречивость. Это привело к тому, что П. Столыпин оказался реформатором-одиночкой.
Против него выступали все – левые, стремившиеся к насильственной экспроприации помещичьей земли, революционные партии видели в нем «душителя революции», эсеры устроили настоящую охоту на премьер-министра, а либеральная интеллигенция обвиняла Столыпина в верности самодержавию.
Не довольны были и крестьяне, разочарованные тем, что за землей надо было ехать в Сибирь.
Поддержку реформатор нашел только среди патриотически настроенных октябристов, да и они затягивали принятие закона в третьей Думе.
Против продолжения реформ выступали поместные дворяне.
Попытка Столыпина учредить земство в западных районах империи вводом при выборах национальных курий в марте 1911 г привела к новому кризису.
С молчаливого согласия императора правые в Государственном совете проголосовали против национальных курий. В результате П. Столыпин вынужден был подать в отставку, мотивируя тем, что легитимистские лидеры «ведут страну к погибели». Отставку император не принял.
Оценивая в целом деятельность П. Столыпина после его смерти, многие десятилетия тысячи людей обсуждали судьбу России и сходились на том, что, что если бы он был жив и имел несколько лет спокойной работы, то революции в России не было бы.