Этапы развития автомобилестроения
Развитие отечественной автоиндустрии в качестве самостоятельной отрасли экономики проходило в несколько этапов:
- единичное производство (1896—1924 гг.);
- серийное производство (1924—1932 гг.);
- серийное производство легковых и массовое производство грузовых автомобилей (1932—1970 гг.);
- массовое производство (1970 — наше время).
Начало автомобилестроения
Одним из основателей отечественного автомобилестроения был Е. Яковлев, который на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году успешно продемонстрировал четырёхколесный легковой автомобиль.
Первый грузовой автомобиль, построенный изобретателем Б. Луцким, экспонировался в 1900 году в Париже на Всемирной выставке и выиграл серебряную медаль.
Производство автомобилей в промышленном масштабе было организовано на Русско-Балтийском заводе в Риге, где в 1908-1915 годах выпустили 450 автомобилей.
Впоследствии появился ряд частных фирм:
- в Петербурге Яковлев П.Д. и «Лесснер»;
- в Риге «Россия» Лейтнера и К°;
- в Москве «Дукс» Ю. А. Меллера;
- в Нахичевани «Аксай».
Однако по разным причинам они отошли от автомобильного производства, а петербургская экипажная мастерская «Фрезе и К°» была приобретена Русско-Балтийским вагонным заводом в 1909 году, и на её мощностях было организовано кузовное производство.
В 1912 году в России действовали 2 автомобильных завода: Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, c 1909 года выпускавший Руссо-Балты, и завод Пузырёва в Петербурге, в 1911 году приступивший к выпуску автомобиля собственной конструкции. Однако завод Пузырёва в январе 1914 года сгорел (основатель умер в сентябре того же года). РБВЗ осенью 1915 года отправился в эвакуацию из-за приближения линии фронта: автомобильный отдел переехал в Петроград, а вагоностроительный отдел разместился в Твери. На месте первого спустя несколько лет функционировал авиационный отдел.
Первая мировая война показала потребность армии в автомобилях. В 1916 году правительство выделило казённые 11 миллионов рублей, а в феврале-мае Главным военно-техническим управлением были подписаны контракты на постройку автомобильных заводов:
- «Торговый дом Кузнецова, Рябушинских и К˚», расположенный в Москве для выпуска 1500 машин FIAT 15 Ter в год;
- «Акционерное общество воздухоплавания. В. А. Лебедев», расположенный в Ярославле для выпуска 1500 машин Crossley 20/25HP в год;
- Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода в Филях для выпуска 1500 машин Руссо-Балт С24/40 в год;
- Акционерное общество «Русский Рено» в Рыбинске для выпуска 1500 машин Рено в год;
- товарищество «Аксай» в Нахичевани для выпуска 1500 машин в год;
- «Казённый завод военных самоходов» в Мытищах производительностью 3000 машин в год.
Общая мощность заводов должна была составлять 10 500 автомобилей в год. Из-за инфляции, революции 1917 года, высоких процентных ставок, и коллапса транспортной системы, строительство перечисленных заводов не удалось завершить. Единственным заводом, успевшим до революции начать выпуск автомобилей стал завод Автомобильного Московского общества, построенный Рябушинскими. Из машинокомплектов, импортированных из Италии, в 1917 году были собраны 432 автомобиля FIAT 15 Ter (к 1919 году собраны 1319 машин).
Однако усилия не пропали даром — заводы были достроены после революции, хотя лишь два сохранили специализацию:
- Завод «Автомобильного Московского общества» стал лидером советского автомобилестроения, сменив свое название на АМО, ЗИС, ЗИЛ, АМО ЗИЛ;
- Завод Лебедева в Ярославле выпускал грузовики ЯАЗ и дал начало маркам КрАЗ и МАЗ. С 1958 года завод специализировался на выпуске моторов;
- Завод «Руссо-Балт» после 1917 года выпустил лишь несколько автомобилей, а в 1923 году перешёл на производство самолётов. Сейчас это ведущее в России авиационно-космическое предприятие ГКНПЦ им. Хруничева;
- Завод «Британской инженерной компании Сибири „Бекос“» после серии объединений вошёл в состав РКК Энергия;
- Завод «Русский Рено» был передан авиационной промышленности и с 1928 года занимался производством авиационных моторов;
- Завод «Аксай» продолжает заниматься производством сельскохозяйственных машин, сейчас это «Красный Аксай».
История «Красного Аксая»
«Красный Аксай» — это машиностроительное предприятие, расположенное в Ростове-на-Дону.
Завод занимался выпуском сельскохозяйственной техники, а также запасных частей.
В 1890 году предприниматели Григорьев и Акимов в станице Аксайской открыли кузнечную мастерскую по ремонту плугов и бричек. В 1891 году на окраине Нахичевани-на-Дону был построен «Плугостроительный механический чугунно- и меднолитейный завод Акционерного общества „Аксай“». Было зарегистрировано торгово-промышленное товарищество «В. М. Григорьев и К». Завод позже получил название «Завод земледельческих машин и орудий „Аксай“».
С самого начала на заводе выпускалась сельскохозяйственная техника: одно- и двухлемешные плуги, жатки. В 1904 году на заводе работали механический, литейный, жатвенный, кузнечный, малярный и модельный цеха. В 1913 году на предприятии было выпущено 8 000 жаток и 30 000 плугов. В 1903 году на заводе освоен выпуск первых автомобилей, все комплектующие которых (кроме катушек зажигания и резины) и сборка полностью производились на заводе. Были изготовлены 20 автомобилей, прототипом которых стали машины «Олдсмобиль». В 1906—1912 годах выпускались лодочные моторы, тракторы, ротационные мотыги, комбайны для уборки кукурузы, рассадопосадочный комбайн. В 1916 году, когда возникла острая потребность армии в автомобилях, правительством были выделены средства на постройку шести заводов, среди которых было и товарищество «Аксай». Прототипом автомобилей на заводе «Аксай» был выбран грузовик «Паккард». Но из-за революции строительство запланированных заводов не было завершено. В 1918 году здесь собрали несколько бронеавтомобилей для армии Юга России.