Процесс создания Содружества
8 декабря 1991 г. в Вискулях – белорусской правительственной резиденции, расположенной в центре Беловежской пущи, – лидеры России, Украины и Белоруссии – Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич – объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 10 декабря украинский и белорусский парламенты ратифицировали «Беловежское соглашение», а 12 декабря к ним присоединился Верховный Совет РСФСР. Одновременно было принято постановление «О денонсации Договора об образовании СССР», принятого в 1922 г.
21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Грузии). 25 декабря М. С. Горбачев объявил о сложении с себя полномочий Президента СССР, а Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики – Российская Федерация (Россия). С флагштока над куполами Кремля был спущен красный флаг и заменен трехцветным российским. Так буднично в условиях демократии распался «единый, могучий» Советский Союз. Среди россиян возобладала тогда наивно-утопическая вера в возможность быстрого развития Российской Федерации и создания либеральной демократии западного типа.
Главной разрушительной силой в те годы выступала верхушка партийно-государственного руководства, опьяненная либеральной идеологией и шелестом «зеленых» купюр, а также значительная часть советской «элитной» интеллигенции, замкнувшейся в собственных интересах и ориентированной на ценности западного мира. В результате социализм в СССР потерпел поражение, а Россия вступила в новейший период своего развития.
Особенности экономической интеграции в рамках СНГ
Интеграционные процессы происходят на постсоветском пространстве фактически с момента обретения бывшими советскими республиками статуса независимых государств. Уже в 1991г. была создана СНГ, которая объединила 12 стран постсоветского пространства (все бывшие советские республики за исключением прибалтийских). Начиная от этого времени, интеграционные процессы в СНГ приобрели постоянный характер.
Главной особенностью интеграционных процессов на постсоветском пространстве можно считать то обстоятельство, что они были начаты в момент возникновения новых независимых государств и одновременно – их общественно-политической и экономической трансформацией, которая привела, в частности, к глубокому экономическому кризису. Экономическая интеграция происходила одновременно с другими глубинными общественными процессами и под их влиянием.
Перед новыми государствами возникли чрезвычайно сложные задачи, которые должны выполняться одновременно:
- формирование собственно государства (одновременно с изменением методов государственного управления экономикой – так называемой «революцией менеджеров»);
- трансформация экономики на рыночных принципах;
- адаптация к жестким международным условиям, норм и правил международного разделения труда и международной торговли.
Кроме того, новые независимые государства вышли на мировое экономическое пространство как самостоятельные игроки, с одной стороны, попали под влияние мировых тенденций и жестких условий глобального экономического развития, с другой – получили возможность выбора торговых партнеров, так и направлений торговой интеграции.
Следовательно, процессы региональной и субрегиональной экономической интеграции на постсоветском пространстве происходили под влиянием комплекса разнообразных факторов как локального, так и глобального характера. Эти факторы в сочетании привели к следующим последствиям.
Трансформация общественно-политического строя
Характерной особенностью советского экономического пространства был высокий уровень монополизации и концентрации производственных мощностей, обусловленный не только едиными централизованными, хозяйственными, энергетическими системами, но и жестким администрированием. Таким образом, новые государственно-политические элиты получили в наследство крупные монополизированные производственные комплексы и хозяйственные механизмы, направленные на централизованный контроль и распределение материальных и финансовых ресурсов.
На этом фоне избранные финансово-промышленные группы получали самые разнообразные преференции, что никоим образом не могло содействовать внедрению конкурентных основ и свободного предпринимательства.
Последствиями стало, во-первых, полное разрушение прежних межреспубликанских хозяйственных связей (несмотря на многочисленные институциональные попытки их восстановления), во-вторых, угнетение малого и среднего предпринимательства, в развитии которого не заинтересованы ни власть, ни крупный национальный капитал.
Именно в момент кризиса, в Содружестве создаются Экономический союз СНГ (1993г.), Зона свободной торговли (1994г.) и Таможенный союз (1995г.). Как попытка восстановления нарушенных связей между предприятиями военно-промышленного комплекса, заключается Ашхабадское соглашение.
Кризис повлиял как на экономическое развитие, так и на внешнеэкономическую деятельность государств-участниц Содружества.
Фактически во всех национальных экономиках стран-участниц СНГ произошли изменения в худшую сторону: снизился уровень промышленного производства, возросла доля отраслей с низким уровнем добавленной стоимости. Возникла массовая безработица, была внедрена политика дешевой рабочей силы. В сочетании, это повлекло за собой потерю человеческого капитала, в т. ч. вследствие утечки мозгов и квалифицированных работников за границу. В этом смысле реинтеграция стран помогла преодолеть этот кризис.