Раскол церкви — это раскол, произошедший в Русской православной церкви в 1650-х годах, связанный с реформами патриарха Никона, направленными на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые обряды с целью их унификации с греческими.
Проведение реформы
В начале XVII века в Москве правка книг осуществлялась с помощью ранних славянских переводов, однако к концу 1640-х годов было решено правку производить при помощи греческих книг. Для этого в 1649 году при патриархе Иосифе из Киева были приглашены монахи во главе со знавшим греческий язык Епифанием Славинецким. Работа справщиков непрерывно продолжалась и при патриархе Никоне.
Первыми шагами патриарха на пути реформы, сделанным после вступления на патриаршество в июле 1652 года, было изучение документов о учреждении в Москве патриаршества и сравнение текстов Символа Веры в редакции московских печатных богослужебных книг и начертанного на саккосе митрополита Фотия. После обнаружения расхождения Патриарх Никон решил приступить к исправлению текстов и обрядов. Через полгода Патриарх указал в издании Следованной Псалтири опустить главы о двуперстном крестном знамении и о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина. После того, как часть справщиков не согласились, троих уволили, в том числе старца Савватия и иеромонаха Иосифа. Через 10 дней Патриарх разослал по московским церквам «Память» об использовании троеперстного крестного знамения и о замене на молитве Ефрема Сирина части земных поклонов поясными. Так началась реформа, которая привела к расколу в церкви.
Во время реформы традиция богослужений изменилась в следующих пунктах:
- Масштабная «книжная справа» выразившаяся в редакции Священного Писания и текстов богослужебных книг, привела к изменениям в славянских переводах отдельных текстов, в том числе Символа веры;
- Замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное и отмена малых земных поклонов;
- Проведение крестных ходов в направлении против хода солнца;
- Троекратное произнесение возгласа «аллилуйя» во время богослужений;
- Изменение числа просфор и начертание печати на просфорах.
Реакция на реформу и соборные решения
Летом 1653 года в своей крестовой палате Никон созвал Собор, на котором впервые произошло публичное столкновение патриарха с приглашённым протопопом Иваном Нероновым, который начал обвинять Никона; Неронова поддержала группа клириков.
Встретив сопротивление, Алексей Михайлович по просьбе Никона созвал Собор, который проходил под председательством самого царя и патриарха в царских весной 1654 года. На Соборе была признана необходимость исправления церковных книг и обрядов по «старым и греческим» образцам. На Соборе отдельно не ставился вопрос о перстосложении.
В феврале 1656 года Антиохийский патриарх Макарий и иные иноземные иерархи, пребывавшие в Москве в то время, в Успенском соборе торжественно провозгласили анафему на совершавших двумя перстами крестное знамение. В апреле 1656 года Никон созвал собор епископов, на котором крестящиеся двумя перстами подверглись отлучению и проклятию.
После гибели в ссылке епископа Коломенского и Каширского Павла, сурово наказанного за высказанное в 1654 году мнение о поклонах, антиреформенное движение возглавили клирики:
- протопоп Аввакум Петров;
- протопоп Лонгин Муромский;
- протопоп Даниил Костромской;
- поп Лазарь Романовский;
- инок Епифаний;
- дьякон Фёдор;
- поп Никита Пустосвят.
Оппозиция получила новые силы после оставления столицы Никоном в 1658 году Москвы.
В 1667 году Большой Московский собор осудил и низложил Никона за самовольное оставление кафедры, но подтвердил соборное решение 1656 года о крещении двумя перстами и анафеме на не принявших реформу. В дальнейшем в силу поддержки церковной реформы государством имя Русской церкви закреплялось за принявшими полностью решения Соборов 1666 и 1667 годов, а сторонников дореформенной традиции стали называть раскольниками.
Взгляды старообрядцев на реформу
Старообрядцы полагали, что взгляды Никона об отдельной эталонной традиции (греческой) подобны «трёхъязычной ереси» — учению о существовании Святого Писания только на древнееврейском, греческом и латинском языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом. Таким образом речь шла об отказе от сложившейся на Руси традиции богослужений (заимствованной из старых греческих образцов). Отказ был чужд церковному русскому сознанию, так как историческая церковность строилась на кирилло-мефодиевской традиции, сущностью которой было усвоение христианских идей при помощи национального перевода Святого Писания и корпуса богослужебных книг.
Старообрядцы, исходившие из учения о связи между внутренним содержанием и внешней формой таинств и священнодействий, со времён «Поморских ответов» и «Ответов Александра диакона» настаивают на точном выражении православных догматов в старых обрядах. По их мнению, двуперстное крестное знамение более глубоко раскрывает тайну крёстной смерти Христа, трёхперстное, так как распята была не Троица, а один вочеловечившийся Бог-Сын. Также сугубая аллилуйя с приложением перевода «аллилуйя» уже содержит троекратное прославление Бога, а трегубая аллилуйя содержит «четверение» Святой Троицы.
По мнению многих историков церкви XIX—XX веков (Н. Ф. Каптерев, Е. Е. Голубинский, А. А. Дмитриевский) подтвердилось мнение старообрядцев об неаутентичности источников Никоновских изменений: заимствования производили из униатских и новогреческих источников.
Патриарх Никон за действия и последовавшие за реформой гонения получил среди старообрядцев прозвище «Никон-Антихрист».
Во времена реформы в старообрядческой среде появились особые термины: никониа́нство никонианская ересь, никониа́нский раскол, новообрядчество — термины с отрицательной оценкой, полемически применяемые приверженцами старообрядчества для обозначения сторонников богослужебной реформы.