Образование Англиканской Церкви
Духовная жизнь людей Западной Европы XVI века находилась под контролем Римско-католической церкви во главе с папой. Церковь обладала властью и концентрировала в своих руках огромные богатства. Ее влияние не ограничивалось религиозными вопросами. Церковь принимала активное участие и в политической жизни государства.
Королей тяготила монополия Римско-католической церкви, что вызвало возникновение движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Философы того времени обвиняли Церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонников этого движения (Реформации) стали называть протестантами, а новое направление христианства — протестантизмом.
Рисунок 1. Генрих VIII. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реформирование церкви связано с именем Генриха XVIII, который перешел от католичества к протестантству. В 1534 году парламент издал «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха VIII главой Церкви Англии.
Процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической завершился при Елизавете I. Но от разрыва с Римом мало что изменилось: англиканская церковь по-прежнему была церковью аристократов.
Священнослужители использовали государственный аппарат для надзора за своей паствой. Они всячески поддерживали короля, так как сильно от него зависели. Более того, духовенство всегда стремилось преувеличить могущество главы государство, дабы укрепить свои собственные позиции.
Людям Церковь внушала, что королевская власть происходит от Бога, а король – это наместник Бога на земле, и, соответственно, все учреждения, такие как парламент или суд, наделены властью исключительно благодаря королю. Любое противодействие королю считалось недопустимым.
Но в эпоху правления Тюдоров Англия уже не была единой в вопросе религии – верующие разделились на католиков и англикан. В рядах англикан тоже не было единства.
Англиканская церковь была церковью аристократов, поэтому она не устраивала буржуазию. Духовенство тратило огромные средства на строительство храмов, дорогие одеяния и на содержание представителей своего сословий. Буржуазия выступала за новую, дешевую церковь, которую поддерживали широкие слои населения.
В Англии стало набирать силу широкое общественное, религиозно - политическое движение, известное под названием пуританизма.
Кто такие пуритане?
Пуритане хотели переделать епископальную государственную Церковь в пресвитерианскую или конгрегационалистскую. Они говорили о необходимости «очистить» Англиканскую Церковь в соответствии с Библией. Именно поэтому их стали называть пуританами (лат. purus — «чистый»).
До 1570 года пуритане вели борьбу против использования в литургии Церкви обрядов и одеяний, которые они считали папистскими. Они возражали против святых дней, духовного отпущения грехов, против креста, обычая при крещении иметь крестных, опускаться на колени во время причащения и использовать стихарь служителями.
Рисунок 2. Елизавета I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свои требования по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма пуритане озвучили королеве Елизавете I. Они просили упростить церковное богослужение, отказаться от излишней роскоши, а епископов заменить на выборных старейшин.
Идеология пуританизма
Целью пуританства были религиозные реформы. Они прикладывали все усилия, чтобы изменить церковную жизнь Англии. Несмотря на то, что внутри самого пуританского движения были разногласия, его приверженцев объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие идеи:
- центральная роль Библии и библейских заповедей,
- вера в промысел Божий,
- аскетизм,
- строгость нравов,
- непринятие роскоши и расточительности,
- патриархальные представления о семье и браке.
Сначала пуританство было чисто английским движением. Несмотря на то, что пуританам удалось добиться значимости и широкого представительства в Английском парламенте, по численности они уступали остальным. Однако пуритане стали активными участниками Английской революции XVII века, также известной как Английская гражданская война.
Идеология пуританизма провозглашала отказ от роскоши, а эта идея была близка зарождавшемуся слою буржуазии. Но пуританский образ жизни не нравился англичанам. В итоге власть монарха была восстановлена, а пуритане потерпели поражение.
Пуритане в Новой Англии
На сторонников пуританской идеологии начались гонения. Тогда они стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу.
Первые английские переселенцы в районе мыса Код в Новой Англии (сейчас это штат Массачусетс) в 1620 году. Колонисты оказались практические единственными обитателями этих мест. Пилигримы исследовали береговую линию и решили осесть в юго-восточном районе современного Массачусетса. Там они основали колонию Новый Плимут.
Половину колонистов вымерла в первую же зиму. Те, кто остались в живых, твердо решили закрепиться на этих землях. В этом им помогало протестантское упорство, а также трудолюбие и свободолюбие, которые со временем стали типичными чертами характера американцев.
Переселенцам удалось найти общий язык с проживавшими там индейцами племени вампаноагов. Индейцы научили их выращивать кукурузу и охотиться, показали, где лучше ловить рыбу.
Число переселенцев из Англии со временем росло.
Там они начали создавать церковные общины. В них пуритане стремились восстановить чистоту и строгость первых христианских общин.
Деятельность этих общин оказала серьезное влияние на религиозную жизнь США, определив основы ее морали и культурных традиций.
Стоит отметить, что развитие пуританского движения в США отличалось от английского. Такие понятия, как свобода, порядок и власть, имели особое значение для людей, которым приходилось противостоять тяготам пустыни, чтобы построить на другом континенте новое сообщество.
Таким образом, пуританизм, несмотря на свой короткий век, оставил значимый след в истории. Заложенные пуританами идеологические и нравственные основы дошли до нашего времени.