Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Самозванчество в россии XVII-XVIII веков как культурно-исторический феномен

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Самозванчество в россии XVII-XVIII веков как культурно-исторический феномен
Самозванчество в россии XVII-XVIII веков как культурно-исторический феномен
Определение 1

Самозванство – это присвоение чужого имени.

Под феноменом самозванства историками прежде всего понимается присвоение имени кого-либо из представителей правящей династии, но в обыденном понимании самозванцы могут быть и лицами из других социальных слоев. Зачастую самозванцами становились вожди народных движений и политические авантюристы, но в России самозванство нередко обретало силу как выражение недовольства низов существующими порядками.

Как историческое явление самозванство имело возможность существовать только в определенных условиях в определенную эпоху. Помимо политического и духовного кризисов, подрывающих традиционные устои, главной предпосылкой его было общество, пронизанное донизу монархическими идеями, не имеющее сомнений в законности прав на высшую власть в силу факта рождения. С повышением грамотности в стране, распространением культуры и информированности населения исчезло и самозванство.

Готовые работы на аналогичную тему

Самозванцы Смутного времени

В России самозванцы появились в XVII веке, когда социальная напряженность в эпоху Смутного времени обострилась из-за пресечения династии Рюриковичей и процесса закрепощения крестьян. Первым самозванцем стал человек, которого историки отождествляют с беглым монахом Григорием Отрепьевым.

Сын мелкого дворянина Богдана Отрепьева Юрий был пострижен в монахи, однако затем бежал в Польшу, отсюда происходит и его прозвище — Расстрига. В 1603 году он заявил, что является чудом спасшимся в 1591 году сыном Ивана Грозного – царевичем Дмитрием. При поддержке высших правящих кругов Речи Посполитой лже-царевич с отрядами казаков и поляков в октябре 1604 года вторгся на территорию России через Черниговщину и Брянщину. Война шла с попеременным успехом, пока царь Борис Годунов не скончался в апреле 1605 года. Сразу же часть боярства и армии перебежала на сторону Лжедмитрия, желая использовать его для борьбы против Годуновых. После восшествия на престол самозванец симпатиями к полякам и многочисленными нарушениями русских обычаев и норм поведения вызвал недовольство жителей столицы. После свадьбы с полячкой Мариной Мнишек в мае 1606 года Лжедмитрия убили в результате антипольского восстания, которое организовали группа бояр во главе с В. И. Шуйским.

Весной 1606 года в среде терских казаков появился очередной самозванец Илья Горчаков, назвавшийся именем сына Федора Ивановича – Петра. Этот «царевич» вел происхождение из людей муромского посада, был «гулящим» и «работным» человеком, а прежде чем стать терским казаком, ходил в холопах. Он вел войну за «дядю» «царя Димитрия». Вместе с Болотниковым Лжепетр в1607 году был осажден в Туле армией Василия Шуйского и повешен после сдачи.

В Стародубе летом 1607 года появился человек, выдававший себя за избежавшего смерти в Москве «Дмитрия». Вокруг него собирались польские и казачьи отряды, а с подмогой из Астрахани прибывали новые самозванцы-царевичи.

Однако Лжедмитрий II не стерпел конкуренции и приказал «родственников» казнить. В то же время появлялись и другие «царевичи»: Ерошка, Клементий, Савелий, Мартынка, Гаврилка... Авантюристы такого рода в Смутное время исчислялись десятками.

Лжедмитрий II в мае 1608 года разбил войска Шуйского и взял осаду Москву, свой лагерь устроив в Тушино. Ему подчинялась часть территории государства, однако бесчинства тушинцев вызвали восстания, а с началом открытой польской интервенции Лжедмитрий II лишился поддержки. Он в марте 1610 года отступил к Калуге, где в конце года был убит собственной охраной.

В марте 1611 года в Ивангороде вновь появился якобы спасшийся «царь Дмитрий» — Матюшка Веревкин или дьякон Исидор, укрепившийся в Пскове. Весной 1613 года этого Лжедмитрия III признали остатки Первого ополчения. Но самозванство «псковского вора» вскоре было раскрыто, он бежал и исчез в польском плену. Последний представитель самозваной династии — сын Лжедмитрия I от Марины Мнишек Иван был захвачен после разгрома атамана Заруцкого и повешен в июне 1614 года. Его имя позже также использовали самозванцы.

Спасшимся Иваном называл себя шляхтич Ян Луба, выданный России в 1645 году, и помилованный после признания. В Стамбуле за Ивана выдавал себя казак Иван Вергуненок. Самозванцы появлялись в соседних государствах. Тимофей Анкудинов из Вологды называл себя внуком Василия Шуйского Симеоном, ища поддержки в Турции, Швеции, у Хмельницкого, и выданный в итоге Голштинией.

Самозванцы в XVIII веке

Народные движения в XVIII веке тоже не обходились без самозванства. Царевичем Алексеем назывался разинский атаман Максим Осипов. В начале XVIII века популярным среди самозванцев было имя царевича Алексея Петровича – сына Петра I. В 1725 году так называли себя солдаты Александр Семиков на Украине и Евстифей Артемьев в Астрахани. В 1732 году Тимофей Труженик и Ларион Стародубцев под именами Алексея Петровича и Петра Петровича организовали под Самарой и Тамбовом крестьянские выступления. В 1738 году работный человек Иван Миницкий под Черниговом называл себя царевичем Алексеем Петровичем.

Имя императора Петра III использовали новые самозванцы. Несколько царей Лжепетров объявлялись в 1764—1765 годах:

  • беглый солдат Петр Чернышев в Изюмской провинции;
  • беглый солдат Гаврила Кремнев в Воронежской губернии;
  • украинец Николай Колченко;
  • армянин Антонон Асланбеков.

В начале 1772 года в районе Царицына, народ «возмущал» беглый крестьянин Федот Богомолов, назвавший себя Пётром III. Искра самозванства вызвала взрыв копившегося в России недовольства. Казак с Дона Емельян Пугачев в 1772 году «признался», что является выжившим царем Петром Федоровичем. Пугачев возглавил крестьянскую войну 1773—1775 годов. На последнем этапе восстания объявился еще один «Петр III» — крестьянин Евстафьев.

Определение 2

Восстание Пугачёва — это восстание яицких казаков, переросшее в войну казаков, крестьян и народов Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

Широко известна в художественной литературе история «княжны Таракановой», которая во Франции и Италии выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны. «Княжна» при поддержке Пугачева намеревалась заполучить российский престол, но в конце 1774 года в Ливорно ее заманили на русский корабль, доставили в Санкт-Петербург, где она и умерла от чахотки в декабре 1775 года.