Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственный совет Российской империи: история создания и преобразования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Государственный совет Российской империи: история создания и преобразования
Государственный совет Российской империи: история создания и преобразования
Определение 1

Государственный совет — это высший законосовещательный орган при российском императоре в 1810—1917 годах, с 1906 года – это верхняя палата парламента.

Государственный совет в 1810—1906 годах

Об учреждении Государственного совета было объявлено в манифесте Александра I «Образование Государственного совета», изданном 1 января 1810 года.

Создание Государственного совета – один из элементов программы преобразований системы власти, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания Сперанский подробно раскрыл в записке «О необходимости учреждения Государственного совета». По его задумке Государственный совет должен был объединять действия императора с учреждениями, которые представляли все ветви власти, а назначаемые императором члены Государственного совета должны были исполнять роль верхней палаты.

Помощь со студенческой работой на тему
Государственный совет Российской империи: история создания и преобразования

Члены Государственного совета назначались и увольнялись императором вне зависимости от сословия, возраста, чина и образования. Большую часть мест в Госсовете занимали дворяне, в большинстве случаев назначение в Госсовет было пожизненным. Ежегодно императором назначались председатель и вице-председатель Совета. До 1865 года председатель Госсовета был председателем Комитета министров, в состав Госсовета всегда входили члены императорской фамилии, а с 1865 председателями были великие князья. Если на заседании присутствовал император, председательствовал он. В 1810 году членов Государственного совета было 35, в 1890 году — 60, а в начале XX века их число достигало 90. За время существования членами Госсовета побывали 548 человек.

В полномочия совета входило рассмотрение:

  • предложений новых законов или изменений в принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих ограничения, отмены, дополнения или разъяснения законов;
  • вопросов внешней и внутренней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы государственных приходов и расходов;
  • отчетов Государственного контроля по исполнению сметы доходов и расходов;
  • чрезвычайных финансовых мер.

В структуру Государственного совета входили:

  • общее собрание;
  • Государственная канцелярия;
  • Департаменты;
  • Постоянные комиссии;
  • временные особые комитеты, совещания, присутствия и комиссии.

Все дела в Госсовет поступали через Государственную канцелярию. После определения, относятся ли дела к ведению Госсовета, государственный секретарь распределял их в соответствующие отделения канцелярии, которые готовили их к слушанию в соответствующем департаменте. По повелению императора срочные дела могли сразу переходить в общее собрание, однако обычно дело проходило соответствующий департамент, и лишь потом попадало в общее собрание. В соответствии с манифестом 1 января 1810 года через Госсовет были должны проходить все законы, но это правило не всегда соблюдалось. Решение в общем собрании и департаментах принималось большинством голосов, но решающее слово было у императора, который имел право утвердить мнение меньшинства, если оно отвечало его взглядам.

Согласно указу от 5 апреля 1812 года Госсовету на время отсутствия в столице императора подчинялись министерства. В 1832 году полномочия были сокращены: министры перестали делать ежегодные отчеты о деятельности.

15 апреля 1842 года был принят документ, определивший деятельность Совета, заменивший манифест 1810 года: «Учреждение Государственного совета», разработанное под председательством князя И. В. Васильчикова. Положение ограничило сферу деятельности, обозначив направления законодательной деятельности, не подлежащие рассмотрению, и одновременно расширяло её за счет вопросов судопроизводства и административных дел.

Государственный совет в 1906—1917 годах

20 февраля 1906 года манифестом «О переустройстве учреждения Государственного совета» Государственный совет был наделен законодательными полномочиями и фактически превратился в верхнюю палату парламента.

В соответствии с одноименным Указом от 23 апреля 1906 года радикально изменились принципы формирования Госсовета. Половину членов Государственного совета назначал император, другую половину избирали. Выборные члены пользовались депутатской неприкосновенностью, а члены по назначению в первую очередь оставались должностными лицами. Назначенные члены бессрочно определялись по докладу председателя Совета Министров. Списки назначенных превышали количество мест, поэтому ежегодно 1 января 98 человек из списков определяли «к присутствию на один год». Число членов Совета по назначению не могло превышать число выборных членов. Не попавшие «к присутствию» из списка назначенных оставались на службе, получали жалование, но в общем собрании прав и обязанностей не имели.

Избрание проходило по 5 куриям:

  • 6 человек от православного духовенства (Синод избирал по 3 человека от белого и чёрного духовенства по представлению епархиальных архиереев);
  • 18 человек от губернских дворянских обществ (по 2 выборщика от каждой губернии на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета);
  • по одному от каждого от губернских земских собраний (из лиц, владеющих утроенным имущественным или земельным цензом для выборов в Государственную думу; избирались на три года);
  • 6 человек от академии наук и университетов (Академия наук и университеты выбирали из числа ординарных академиков или профессоров трёх выборщиков, на общем собрании избиравших членов Государственного совета);
  • 12 человек от Совета торговли и местных комитетов торговли и мануфактур, купеческих управ и биржевых комитетов;
  • 2 человека от Финляндского сейма.

Выборы были двухступенчатыми или прямыми. Срок избрания составлял 9 лет. В результате ротации каждые 3 года выбывала 1/3 членов Совета в очередном порядке. Избранные от земств члены переизбирались в полном составе каждые три года. Не могли избираться лица моложе 40 лет, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Император ежегодно назначал Председателя Государственного совета и его заместителя из числа назначенных членов Совета.

После 1906 года структура Госсовета существенно изменилась. Помимо Государственной канцелярии и общего собрания в нём осталось лишь два департамента, увеличилось число постоянных комиссий. Заседания общего собрания стали публичными.

Во время Февральской революции 1917 года Николай II издал указ о «перерыве в занятиях» Государственного совета с планируемым сроком возобновления деятельности в апреле 1917 года. Но деятельность Государственный совет так и не возобновил. 1 мая 1917 года Временное правительство упразднило должности назначенных членов Государственного совета. В декабре 1917 года декрет Совета народных комиссаров окончательно упразднил Государственный совет.