В 1920-е годы в советской культуре проходила культурная революция – осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на перестройку культурно-идеологической основы общества.
Борьба со старыми пережитками
Культурная революция была частью плана перехода к социализму от капитализма. Большевики ставили перед собой задачу сформировать новое общественное сознание на основе коммунистической идеологии, интернационализма, психологии коллективизма. Все представители антисоветского и антикоммунистического мышления должны были быть подавлены.
Должна была быть создана новая культура:
- «социалистическая» по содержанию;
- «интернациональная» по природе;
- «национальная» по форме.
Государственным управлением культурой занимался Народный комиссариат просвещения РСФСР, в ведение которого были:
- просвещение,
- театры,
- литература,
- изобразительное искусство,
- музыка.
В местных Советах имелись отделы народного образования, руководившие всеми учреждениями культуры. Руководство культурной в масштабе СССР осуществляло Совещание наркомов просвещения республик.
В 1920 г. был создан агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б), который занимался партийным руководством культуры.
После Гражданской войны и массовой эмиграции, оказалось, что в РСФСР осталось очень мало образованных кадров, которые могли бы работать в государственном аппарате, поэтому была провозглашена политика сотрудничества интеллигенции и власти. Старая интеллигенция по большей части заняла выжидательную позицию. Переход же к НЭПу она восприняла как начало эволюции новой власти в сторону демократии. В связи с этим появилось «сменовехоство» - идейное движение, которое признавало советскую власть и стремилось найти выход из революционной смуты через НЭП (название этого течения – производная от названия сборника «Смена вех», издававшегося русскими эмигрантами за рубежом). Собственно, переход к НЭПу способствовал возвращению в страну части эмигрантов.
В начале 1920-х гг. советская власть допускала существовали разных группировок и направлений в искусстве, но классовый подход все равно был доминирующей линией политики большевиков. Если они подозревали кого-то в противодействии власти, то следовали репрессии.
В 1921 г. Ф. Дзержинский сообщил Политбюро об антисоветских организациях в интеллигенции, особенно среди старой профессуры, что могло привести к объединению буржуазных сил. В 1922 г. была создана специальная комиссия, которая занималась высылкой за границу старых интеллигентов (часть из их была репрессирована).
Интенсивно боролись советы и с религиозным сознанием:
- закрывались и сносились храмы;
- конфисковалось церковное имущество;
- выпускались антирелигиозные издания (газета и журнал «Безбожник»);
- создавались организации («Союз воинствующих безбожников»). Власть поддерживала «обновленцев» - представителей духовенства, которые выступали за реформы в церкви.
Просвещение и искусство
Одной их приоритетных задач в области культуры была ликвидация безграмотности. Всероссийский съезд по ликвидации безграмотности в 1922 г. начал работу по обучении грамоте граждан в возрасте 18-30 лет.
В 1923 г. был утвержден план ликвидации неграмотности всего населения к 10-летнему юбилею советской власти. Тогда же создалось общество «Долой безграмотность!» для привлечения широкой общественности к этой работе. Однако из-за того, что не было всеобщего начального обучения, то полностью ликвидировать безграмотность не удавалось: к 1926 г. в стране было 60 % грамотного населения, к 1930 – 63 %. Только с сентября 1930 г. было введено обязательное начальное образование.
В 1921-22 гг. образование можно было получить школах 4, 7 или 9 лет обучения; дальнейшее обучение проводилось в технических, аграрных школах; также действовали рабфаки, школы рабочей и крестьянской молодежи.
В 1924 г. была проведена реформа, которая меняла систему обучения: теперь оно велось не по дисциплинам (математика, физика), а по темам («Трудовая деятельность людей»), через что, как полагали, будет легче внедрить марксистскую идеологию. В вузах в качестве обязательных были введены история пролетарской революции, исторический материализм, экономическая политика новой власти, история партии и основы ленинизма.
Для подготовки новых кадров открывались экономические, художественные, педагогические, медицинские техникумы, в 1927—28 гг. выпустившие 28,6 тыс. специалистов.
Также активно занимались внешкольным образованием. Просвещением занимались музеи, библиотеки, центры пропаганды. Открывались клубы, при которых работали библиотеки, курсы ликбеза, читальни. В деревнях появлялись избы-читальни. Активно привлекались к новой культуре и народы разны республик, где также открывались просветительские учреждения. Многим народам были созданы национальные алфавиты.
Просветительской работой занимался Пролеткульт, действовавший в 1917-1932 гг. и направлявший «коллективную волю и мышление».
Увеличилось количество периодических изданий: газеты «Труд», «Крестьянская газета», «Рабочая газета», «Учительская газета», «Красная звезда», «Комсомольская правда» и т.д. На площадях размещались громкоговорящие радиоустановки, передававшие новости от Российского телеграфного агентства.
В архитектуре того периода утвердился конструктивизм. Были сооружены многие промышленные здания; создавались дома нового типа – например, жилой квартал рабочих Путиловского завода на Тракторной улице в Ленинграде (1925-1927 гг.).
В живописи и скульптуре доминировала историко-революционная тематика, а также развивался стиль «социалистический реализм». И. Бродский создал серию живописных полотен, посвященных Ленину (например, «Ленин в Смольном»). Также были популярны авангардизм и кубизм.
В литературе того времени появляются многочисленные объединения: Российская ассоциация пролетарских писателей (с 1924 г.), Серапионовы браться (М. Зощенко, М. Слонимским), «Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев), которые искали новые формы и методы выражения свои идей.
Советская власть сделала ставку на кинематограф, который, по выражению Ленина, был «важнейшим из искусств». Режиссер С. Эйзенштейн снял «Броненосец Потемкин» (1925 г.), посвященный восстанию в 1905 г. В кинематографе того периода очень явно прослеживаются пропагандистские черты.