Материальное положение студентов
В конце XIX века для российского студенчества была характерна разделенность по бытовым условиям и материальному достатку. Вместе с тем приток в среду учащихся университета выходцев из буржуазных семей вел к сокращению удельного веса наиболее бедных студентов. Их шансы на получение высшего образования уменьшались; не выдерживая конкуренции, они уступали места на студенческой скамье своим более состоятельным сверстникам.
По данным инспекции, в 1899/1900 учебном году в Московском университете насчитывалось 53,2 % «недостаточных» студентов. Примерно одинаковым было число «богатых» и «среднеобеспеченных».
Необходимо учитывать зависимость жизненного уровня студентов от региональных перепадов цен на предметы первой необходимости и продукты питания. Факторы, воздействовавшие на бытовое и материальное положение студенчества переплетались с тенденцией к обуржуазиванию. Эта тенденция наиболее ярко проявлялась в промышленно-административно-культурных центрах, в первую очередь в столицах, в структуре населения которых мелкобуржуазные и буржуазные слои занимали господствующее положение. От недостатка средств значительно страдала большая часть «среднеобеспеченных» студентов: плохое питание, неблагоприятные жилищные условия, частые болезни, постоянные поиски грошовых заработков в ущерб учебе.
Лишь незначительная часть студентов пользовалась государственными стипендиями, пособиями и льготами, которые рассматривались администрацией не как вспомоществование, а скорее как «награда за благонадежность».
Оставленное без материальной поддержки со стороны буржуазной общественности и государства студенчество пыталось самостоятельно решить проблему. Студенческая взаимопомощь имела глубокие исторические корни. До первой революции она преимущественно была сосредоточена в обществах самопомощи и землячествах, студенческих столовых. Их официальная деятельность часто сочеталась с нелегальной политической агитацией.
Режим пытался сочетать откровенные полицейские методы противодействия студенческой инициативе в сфере взаимопомощи и программу «сердечного попечения о студентах». При Министерстве народного просвещения действовала комиссия для выработки законопроекта о государственной материальной помощи студентам. Предполагалось создание для данной цели специального фонда. Оценивая затею правительства, «Студенческая жизнь» от имени читателей писала:
«…всякая самодеятельность, всякая … самопомощь невыносимы для бюрократии – отсюда зародившаяся в министерстве мысль «помочь» студенчеству и … лишить смысла существования студенческие организации взаимопомощи и привлечь расположение студенчества».
Внеучебная активность студентов
Студенческая жизнь была насыщенной. Студенты и гимназисты помимо лекций посещали диспуты, проводившиеся в закрытом формате, где участниками были сами учащиеся, или в открытом, куда приглашались гости университета. Дискуссии такого рода проводились регулярно и играли в образовательном процессе значимую роль. На публичных диспутах присутствовать и выступать могли все желающие. Перед проведением таких диспутов вывешивались тезисы с перечнем вопросов дискуссии.
Диспуты служили не только мероприятием, где студенты могли отточить собственное ораторское искусство, на равных вступая в полемику с учеными, но и местом, где было возможно общение студентов разных факультетов. Активное участие в студенческой жизни не мешало студентам получить несколько образований.
В семидесятых годах XIX века у студентов не было формы, но они все-таки соблюдали моду, и студента можно было всегда узнать по манерам и костюму. Большинство из самых радикальных одевались по моде шестидесятых годов.
Для студенческого быта были важны формы проведения досуга, то есть свободного от занятий времени.
Места студенческих «загулов» за университетской оградой были более или менее постоянны. Это были дешевые трактиры, где студентов поили и кормили в долг. Своекоштные студенты из дворян могли позволить себе отобедать в ресторанах в центре города, ходить в театр, играть на расположенной рядом с университетом Бирже.
Повседневная жизнь студентов была разнообразной, постоянные искания заставляли студентов меняться самим и изменять мир вокруг. Неизменным было одно: влияние университета, его воспитания, повседневного уклада, науки на развитие, мировосприятие студента было весомым. Молодые люди устраивали пирушки, посещали различные кружки и танцевальные вечера.