Общие сведения
«Поучение Владимира Мономаха» является прекрасным памятником древнерусской литературы XII века, не утратившим своего значения и спустя 900 лет после создания.
Сам автор занимал особое место в истории древнерусской литературы и культуры, так как продвигал идеи мира и согласия для всех русских земель, был выдающимся государственным деятелем и мыслителем. Свой знаменитый труд Владимир Мономах (1053-1125), по мнению историка Карамзина, написал в 1117 году. Это произведение многие историки назвали первой светской проповедью в истории древнерусской литературы.
«Поучение» состоит из трех частей:
- Поучение,
- Рассказ Мономаха о своей жизни,
- Письмо Мономаха к Олегу Святославичу.
Три части «Поучения» связывает дидактический нарратив. В то время как первая часть содержит прямые советы о том, как себя вести, следующие дополняют и подкрепляют этот совет личными биографическими фактами.
В произведении Мономаха содержатся три основных совета, которые он дает не только своим современникам, но и потомкам:
- «Творите добро»,
- «Не ленитесь»,
- «Все познавайте».
Мономах создал образ идеального правителя (главы государства) и идеального гражданина (православного жителя Руси).
Правитель должен быть твердо верующим человеком, раскаявшимся в своих грехах или ошибках, защищать слабых и совершать добрые дела. Ему должны быть присущи ответственность, трудолюбие и честность. Также важным качеством идеального правителя является мужество, которое проявляется на опасной охоте и в бою. Идеал древнерусского гражданина – это самый обыкновенный человек, который молится Богу в храме, и не забывает о молитвах и в других обстоятельствах. Он настоящий христианин признает свои грехи, помогает сиротам и вдовам, кормит и одевает нищих, почитает служителей православий Церкви, равно уважает и простолюдинов, и знать.
Все произведение Мономаха проникнуто искренними чувствами автора, что говорит о том, что его личный религиозный опыт лежит в основе «Поучения
В «Поучениях» Мономахом цитируется 36 и 55 псалом. В своем произведении Мономах упоминает многие русские города: Владимир, Берестье, Курск, Переяславль, Новгород, Ростов, Полоцк, Стародуб, Смоленск, Туров, Сутейск, Голтав, Чернигов, Ромны, Лубны, Вырь Воинь, Корьдно (Кордно).
Поучение
Обращаясь напрямую к своим детям и всем тем, кто однажды прочтет его послание, князь Владимир Мономах увещевает их, прежде всего, иметь в сердцах страх Божий и творить добро, помня, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не покаявшись в своих грехах. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта, возникает у князя во время его путешествия по Волге, где он встречается и беседует с послами своих братьев. Братья предлагают князю выступить с ними против Ростиславичей и отобрать их земли. Если князь не хочет присоединяться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь.
Утомленный гражданской войной, не зная, что делать, князь наугад открывает Псалтирь и, утешенный мудрыми словами, решается написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложена правдивая и исчерпывающая история его жизни.
Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить, что милосердие Божие можно обрести не только строгим уединением, монашеством и постом, но и добрым делом. Князь призывает своих детей не забывать о молитвах, что бы они ни делали. Но в то же время он увещевает их не пренебрегать изучением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «сидел дома, знал пять языков, а значит, честь других стран». Князь старается привить своим детям нормы морали, основанные на христианской вере, а также дает им чисто практические советы:
- всегда уважать старших;
- на войне не полагаться на авось, а устанавливать строгий порядок и требовать его уважения;
- во время войн никогда не расставаться с оружием;
- не позволять своим слугам причинять вред крестьянам;
- любить свою жену, но не давать ей власти над собой.
Рассказ Мономаха о своей жизни
Приступив к рассказу о своей жизни, князь отмечал, что начал самостоятельную жизнь в тринадцатилетнем возрасте, когда отец отправил его в Ростов через Вятичи. Неоднократно Мономах ездил из Чернигова в Киев со своим отцом, нередко заключал мир с половецкими князьями – как с отцом, так и без него, а во время войн он убил в боях около двухсот половецких воинов. К тому же князь был заядлым охотником. Мономах рассказывает, как в Чернигове «своими руками ловил диких лошадей», охотился на кабана, медведя, лося. При этом Мономах не перекладывал все обязанности по ведению охотничьего хозяйства только на слуг, многое делал он сам.
Заканчивая рассказ, князь выражает надежду, что его дети не будут судить его, потому что он меньше всего думал, чтобы похвастаться перед ними своей храбростью и доблестью, так как хотел только прославить Бога и прославить его милость. Князь убеждал детей не бояться смерти, потому что человек умрет только тогда, если будет позволено Богом.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Третьей частью «Поучений» выступает письмо Олегу Святославичу, которое Мономах написал вскоре после трагических событий 6 сентября 1096 г. в Муроме, где в битве с Олегом погиб сын Мономаха. Выслушав совет старшего сына, которого крестил двоюродный брат Олег Святославич, князь написал ему письмо в надежде на примирение. Князь советует Олегу прислать к нему свою невестку, вдову убитого, потому что именно так поступали их отцы и деды, когда хотели помириться. Поскольку мертвых уже нельзя вернуть, и суд исходит от Бога, а не от того, кто убил, то нужно обратиться к Богу, который может просветить и направить шаги грешного человека. Завершая послание, Мономах говорил своему брату, что стремится к благу всех братьев земли Русской, и умоляет его не пытаться получить насилием то, что можно получить в знак искренней заботы и кровных уз.