Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.
Характер государственности
Историки неодинаково оценивают характер государственности данного периода: «военная демократия», «варварское государство», «норманнский период», «дружинный период», «складывание раннефеодальной монархии», «военно-торговое государство».
Древнерусское государство под своей властью объединило обширные территории, заселенные восточнославянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. В летописях государство получило название Русь; в сочетании с другими словами слово «русский» встречается в разных написаниях: с одной «с» и с двойной; с «ь» и без него. В узком смысле под термином «Русь» понимается территория Киевской (кроме древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (кроме радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель. В таком значении термин до XIII века употребляется в новгородских источниках.
Глава этого государства носил княжеский титул с почётным определением великий. Вопрос, когда великокняжеское определение стало титулом (то есть начало употребляться систематически) остается дискуссионным. Иногда неофициально к именованию «киевский князь» могли прилагаться другие титулы, среди которых византийский царь и тюркский каган. Княжеская власть передавалась по наследству. Помимо самих князей в управлении участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанятые князем. Бояре имели свои дружины, которые при необходимости сводились в одно войско. При князе иногда выделялся воевода – один из бояр, который выполнял функции реального государственного управления; таким воеводой при малолетнем Игоре был Олег, при Ольге, Святославе и Ярополке – Свенельд, при Владимире – Добрыня. На местном уровне власть князя имела дело с племенным самоуправлением в виде «градских старцев» и веча.
Князь и дружина
Князь — это глава монархического феодального государства или отдельного политического образования в IX-XVI веках у славян и других народов.
В процессе становления государственности формировалась и упрочивалась власть князя – верховного правителя племенных образований, а затем и всего Древнерусского государства. Князь был руководителем местной власти и высшим судьей. При Ярославе Мудром была создана “Русская Правда”, впоследствии дополненная сыновьями Ярослава и Владимиром Мономахом. Князь был должен “в правду суд судити”, “правду деяти”, “избавлять обидного от руки обидящего”, “судити суд истинен и нелицемерен”. Владимир Мономах наставлял детей: “Судите сами вдовиц, не дайте сильным погубить слабых”. Судебные штрафы направлялись в княжескую казну.
Также князь был высшим военачальником. Именно он организовывал оборону государства, сражался во главе дружины с Византией и кочевниками, заключал мирные договоры. Реализуя внешнюю политику, он являлся организатором внешней торговли, ставшей важнейшей отраслью древнерусской экономики: князь заключал с Византией торговые договоры и заботился о выполнении, применяя при необходимости вооруженную силу. Дружина охраняла торговые пути.
Неотъемлемой частью власти князя была дружина, с которой он бывал неразлучен. Это его сподвижники в ратных делах, советники и товарищи. Дружина была сравнительно невелика и состояла примерно из 700—800 обученных, храбрых и лично преданных князю воинов. Из летописей известна история с сыном кожевника Яном Усмошвецом. Во время битвы с печенегами он победил вражеского богатыря и был включен в княжескую дружину. Затем Ян Усмарь командовал одним из отрядов Владимира.
Князь обязан был советоваться с дружиной, прислушиваться к мнениям дружинников. Например, Святослав отказался принимать христианство потому, что большая часть дружины была против. Игорь погиб, когда, послушавшись совета дружины, пошел собирать дань вторично.
Князь заботился о дружине, раздавая ей золото и серебро, пищу и питье. Дружина делила с ним как лавры победы, так и горечь поражения.
Княжеская дружина не была однородна. В Х веке она уже делилась на старшую дружину — бояре, и младшую — гридь, молодь, отроки. Ярослав также упоминает нарочитых людей, не входивших в дружину. Иногда князь для участия в битвах собирал ополчение из горожан и сельского населения. Новгородское ополчение оказало помощь Ярославу Мудрому в борьбе за Киевский стол со Святополком. Со временем бояре-дружинники оседают на земле, управляя селами и превращаясь в землевладельцев-феодалов.
Народное волеизъявление
Вече – это собрание горожан для решения общественных дел в Древней Руси.
У славянских племен было широко распространено народное собрание – вече. С образованием государственности и усилением княжеской власти роль веча постепенно уменьшалась. В полном виде оно сохранялось в Новгороде и Пскове. Однако власть князя и в других княжествах не была беспредельной: он считался с народным волеизъявлением. Судя по летописям, существовало взаимное крестоцеловальное обязательство при занятии князем престола. Население Киева и крупных городов, было вольно принять или не принять князя. Когда Мстислав – брат Ярослава Мудрого – подошел к Киеву (Ярослав был в Новгороде), горожане его не приняли: “И не прияше его кияне, он же седе на столе Чернигове”. В 1068 году киевляне заставили князя Изяслава сбежать из Киева и посадили на стол Всеслава, брошенного предшественником в тюрьму. В 1113 году киевское население пригласило на княжение Владимира Мономаха.
Вече решало вопросы мира и войны, прежде всего, когда дружине нужно было в помощь выставить ополчение. Новгородское население поддержало Ярослава Мудрого в борьбе за стол в Киеве, собрав ему войско. В некоторых случаях народ выступал инициатором войны, а иногда требовал от князя заключения мира. В 1093 году Владимир Мономах и князья решили заключить с половцами мир, но киевляне заставили их продолжить войну. В междоусобных конфликтах вече чаще выступало инициатором примирения, однако тоже не всегда. В 1177 году жители Ростова требовали от князя продолжать войну со Всеволодом Владимирским. Жители Киева неоднократно требовали от князя убрать тиуна (управляющего княжескими делами), притеснявшего их самоуправством и поборами. Князь был вынужден выполнить требование и обещал впредь советоваться при назначении тиуна.
Полномочия веча были широки, их не ограничивал и не определял никакой закон. Собрания часто начинались стихийно, при возникновении острой ситуации. Иногда вече собиралось прямо во время похода. Но не следует преувеличивать и роль веча. Если власть князя была крепка, он мог действовать самостоятельно, и для него совет веча был необязателен.