Российский кинематограф бурно развивался в 1907-1920 годах и создал значительную прокатную и съемочную инфраструктуру. Из 2 700 художественных картин, снятых до 1920 года в России, до наших дней в отечественных и зарубежных киноархивах сохранилось (многие лишь частично) около 300 фильмов.
Первый фильм — «Понизовая вольница»
К 1908 году в Москве насчитывалось более 70 кинотеатров, но российские зрители смотрели преимущественно зарубежные картины и документальные отечественные фильмы для местного показа (две-три копии для нескольких городов).
Иностранные производители стремились удержать монополию на производство аппаратуры и фильмов, ограничивая экспорт в Россию. Зарубежные ленты не всегда пользовались спросом у зрителей, поэтому съемки понятных русскому человеку картин были лишь вопросом времени.
В 1908 году Петербургское киноателье Дранкова, кинопредпринимателя и первого продюсера России, выпустило короткометражную картину «Понизовая вольница» — экранизацию одноименной пьесы В. Гончарова. Драматург нуждался в небольших киноиллюстрациях к пьесе о разбойнике, взявшем в плен персидскую красавицу, поэтому он обратился к Дранкову за помощью. Тот убедил Гончарова в необходимости снять полноценный короткометражный фильм.
Премьера «Стеньки Разина» была громкой, вызвав ряд скандалов из-за вопроса об авторских правах. Показы привлекли внимание журналистов.
Первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя»
Десятилетнее отставание кинопромышленности России от европейских киношкол стремительно сокращалось с появлением в больших городах крупных киноателье. Продюсеры сознавали рост спроса на кинематографическую продукцию и понимали, что этим следует пользоваться. В 1910 году сценарист и драматург Василий Гончаров предложил пионеру российского кино Александру Ханжонкову снять «беспрецедентно» масштабный и длинный фильм об обороне Севастополя во время Крымской войны.
Ханжонков не верил в успех проекта и поставил Гончарову условие: режиссер должен заиметь императорскую поддержку. По замыслу, Гончаров должен был быть отправлен восвояси, но внезапно тот вернулся не только с благословением императора, но и с обещаниями поддержки из казны.
Сложная картина с батальными сценами в итоговом варианте длилась 1 час 40 минут и понравилась Императору.
Создатели ленты позднее были вознаграждены. «Оборона Севастополя» сегодня считается новаторским фильмом, одной из первых полнометражных картин мирового кино, в которой применялись натурные съемки на воде.
Первый российский мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
Спустя год зародилась российская мультипликация. Биолог Владислав Старевич увлекался в детстве фотографией, поэтому не мог пройти мимо появившегося синематографа. Работая в музее, он пробовал снимать обучающие фильмы, например, документалку Lucanus Cervus — ленту о борющихся за самку жуках-оленях. Сначала он пытался снимать непосредственно жуков, но самцы из-за освещения становились пассивными. Старевич виртуозно решил проблему: сделал муляжи из панцирей жуков и снял покадрово сцены. Это был один из первых кукольных мультипликационных фильмов, не имевший, однако, широкого проката.
Однако мультфильм увидел Александр Ханжонков, и в 1911 году Старевич уже работал в киноателье продюсера.
Режиссер первым делом принялся совершенствовать свой мультфильм. В появившейся в апреле 1912 года на экранах «Прекрасной Люканиде, или Войне усачей с рогачами» Старевич применял ту же покадровую съемку, пародируя средневековые рыцарские романы.
Король рогачей Цервус с королевой Люканидой проводят бал, гостем которого стал граф Герос из страны усачей. Между Геросом и Люканидой вспыхивает искра, а Цервус, заметивший это, вызывает усача на дуэль. Битва жуков на мечах оборачивается войной между усачами и рогачами.
Мультфильм имел успех у зрителей и демонстрировался до середины 1920-х годов. В послереволюционный период картина получила новое название — «Куртизанка на троне». Спустя время мультфильму вернули историческое название, а на столетний юбилей Госфильмофонд отреставрировал ленту и озвучил ее.
«Путевка в жизнь» — первый советский звуковой фильм
Звук в кино появляется в 1920-е годы. Сначала озвучка имела экспериментальный характер, а в 1927 году с выходом «Певца джаза» звук обосновался в проектах Голливуда.
Как и за океаном, в СССР было много скептиков звукового кинематографа, а ведущие кинематографисты, включая Эйзенштейна, выражали озабоченность. Звук, по их мнению, мог уничтожить кинематограф в качестве отдельного самобытного вида искусства. По этой причине запатентованная в 1928 году изобретателем Павлом Тагером система звукового кино с оптической совмещенной фонограммой не пользовалась у мэтров популярностью. Идея привлекла внимание режиссеров второй волны, одним из которых стал Николай Экк.
Для начинающего режиссера картина «Путевка в жизнь» стала третьим проектом и самым важным. Она стала первым в СССР звуковым фильмом. «Путевка в жизнь» посвящена «отбросам общества», о которых не было принято снимать кино. Основанный на опыте Болшевской трудовой коммуны в перевоспитании беспризорных подростков в начале существования советской власти, фильм стал откровением для советского кино. Кто такой Экк? Как он так легко сумел освоить методики звукового кино? Режиссер в будущем станет пионером кино еще раз.
Картина Экка попала в конкурсную программу первого международного кинофестиваля в Венеции, а постановщик получил от жюри награду за лучшую режиссуру. «Путевка в жизнь» считается фильмом-«первопроходцем» — это и первая звуковая картина, и первая картина, показанная на международном кинофестивале, и первая лента, завоевавшая подобную награду.