Перестройка – это общее название идеологии советского руководства и больших неоднозначных реформ, инициированных в 1986—1991 годах М. С. Горбачёвым.
Задачи перестройки
Начало радикальных преобразований в СССР относится к весне 1985 года и связано с именем избранного на мартовском Пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Выбранный им курс предполагал модернизацию системы, внесение организационных и структурных изменений в хозяйственные, политические, социальные и идеологические механизмы.
Особое значение в новой стратегии приобрела кадровая политика, выражавшаяся в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (взяточничеством, коррупцией и др) и в устранении противников Горбачева (в партийных организациях Москвы и Ленинграда, в ЦК партии в союзных республиках).
Идеология реформ
Первоначально в качестве основной цели была поставлена задача ускорения социалистического развития и совершенствования социализма. В январе 1987 года на Пленуме ЦК КПСС, а летом 1988 года на XIX Всесоюзной партконференции М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Признавалось наличие деформаций в системе и ставилась задача по созданию социализма с человеческим лицом.
Идеология перестройки включала либерально-демократические принципы (парламентаризма, разделения властей, защиты политических и гражданских прав человека). На XIX партконференции была провозглашена цель создания гражданского общества.
Гласность и демократизация стали выражением новой концепции. Демократизация затрагивала политическую систему и рассматривалась как основа радикальных реформ.
На данном этапе широкое развитие приобрела гласность, критика деформаций социалистической системы в политике, экономике, духовной сфере. Советские люди получили доступ к многим произведениям теоретиков и практиков большевизма, в свое время объявленных врагами народа, и деятелей эмиграции.
Демократизация политической системы
Оформлялся политический плюрализм. В 1990 году отменялась 6-я статья Конституции, в которой закреплялось монопольное положение в обществе КПСС, что открыло возможности для формирования многопартийности. Юридическое обоснование отразилось в Законе об общественных объединениях 1990 года.
Осенью 1988 года в реформаторском лагере выделилось радикальное крыло, лидерами которого были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др. Они оспаривали власть Горбачева и требовали демонтировать унитарное государство. После выборов в местные советы и партийные комитеты весной 1990 года к власти в Москве и Ленинграде пришли силы, оппозиционные партийному руководству – участники движения Демократическая Россия (Е. Т. Гайдар). В 1989-1990 годах активизировалась деятельность неформальных движений, организовывались оппозиционные партии.
Горбачев попытался ограничить деятельность радикалов. Ельцина изгнали из руководства. Однако создав возможность ликвидации гегемонии КПСС, соратники Горбачева не сознавали невозможность возврата к старому. К 1991 году политика Горбачева все более совпадала с консервативной позицией.
Экономические реформы
Ключевым стратегическим понятием реформ М. С. Горбачева было ускорение производства средств производства, научно-технического прогресса, социальной сферы. В экономических преобразованиях приоритетной задачей было признано ускоренное развитие машиностроения в качестве основы перевооружения народного хозяйства. Упор делался на укрепление исполнительской и производственной дисциплины (борьба с пьянством); контроль за качеством продукции.
Экономическая реформа, которую разрабатывали экономисты Л. Абалкин, П. Бунич, А. Аганбегян и другие, осуществлялась в рамках концепции хозрасчетного социализма.
В проекте реформы предусматривалось:
- расширение самостоятельности предприятий на принципах самофинансирования и хозрасчета;
- возрождение частного сектора путем развития кооперативного движения;
- отказ от монополии во внешней торговле;
- глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение количества отраслевых министерств;
- признание равенства пяти форм хозяйствования (совхозы, колхозы, агрокомбинаты, фермерские хозяйства, арендные кооперативы).
Реформа характеризовалась непоследовательностью и половинчатостью. Так и не произошло реформирование ценовой и кредитной политики, централизованной системы снабжения. Однако реформа способствовала формированию в экономике частного сектора. В 1988 году были приняты Закон об индивидуальной трудовой деятельности и Закон о кооперации. Открывались возможности для частной деятельности в 30 видах производства. К весне 1991 года 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и 1 млн. человек занимались индивидуальной трудовой деятельностью. В рамках этого процесса происходила легализация теневой экономики.
В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии. Предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость, получив права на создание совместных предприятий и внешнеэкономическую деятельность. Одновременно большая часть продукции продолжала включаться в госзаказ и выводилась этим из свободной продажи.
Закон о трудовых коллективах вводил систему выборов руководителей учреждений и предприятий.
В сельском хозяйстве изменения начались с реформирования колхозов и совхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на селе на арендный подряд (с арендой земли на 50 лет с правом распоряжаться продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывались 2 % земель и содержалось 3 % скота. В аграрной политике не удалось достичь серьезных изменений. Одной из главных причин был характер государственной политики в сфере продовольственного обеспечения. Очень долго цены на продукты питания поддерживались на низком уровне дотированием производителя (до 80 %) и потребителя. Дефицитный бюджет не мог справляться с такой нагрузкой. Не был принят закон о передаче земли в частную собственность.
Результаты показали противоречивость экономических реформ. Оставшись в рамках социалистической системы – планирования, распределения ресурсов, госсобственности на средства производства – народное хозяйство лишилось административно-командных рычагов и партийного принуждения. Рыночных механизмов при этом создано не было.
После первых, связанных с энтузиазмом, успехов, начался экономический спад.
С 1988 года происходило сокращение производства в сельском хозяйстве. Население в результате столкнулось с дефицитом продовольственных товаров. С 1990 года началось сокращение производства в промышленности.