Местонахождение «острова руссов»
На протяжении длительного времени ученые мира определяют местоположение «острова русов». Сам остров стал известен по сочинениям арабских и персидских авторов X-XVI веков. Российский востоковед Х. Френ и его последователи, считали, что остров находится в северной части Восточной Европы – это возможно Скандинавия, острова Сааремаа и Рюген в Балтийском море. Возможно также его нахождение в районе Новгорода или Карелии, верховьях Волги и Волжско-Окском междуречьи.
Рисунок 1. «Остров русов». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако надо иметь в виду, что термин «остров» по-арабски будет «аль-джазира» и может переводиться как «полуостров» и «междуречье».
Если принять во внимание все споры о его местонахождении, то все сводится к поиску Руси изначальной.
На основании арабских источников профессор Гарвардского университета Омельян Прицак ассоциирует «остров русов» с «внутренней Русью», противопоставляя ее «внешней Руси». Внешнюю Русь описывает К. Багрянородный, из которой моноксилы (лодки) приходили в Константинополь. Одни приходили из Новгорода (Немогард), в котором сидел сын Ингора – Сфендослав. Другие прибывали из Смоленска (крепость Милиниски), Любеча (Телиуца), Чернигова (Чернигоги) и Вышеграда (Вусеграда).
По реке Днепр они прибывали в крепость Киоава. При этом в трактате не упоминается «внутренняя Русь», хотя О. И. Прицак считает, что такая область Руси существовала на самом деле и находилась в Ростовской земле.
Аргументы, которые он выдвигает:
- Термин «внешняя Русь», который использует Багрянородный, в византийской литературе нигде не встречается. Однако термин «внешняя Русь» есть в арабских источниках, независимых от византийских.
- «Внешняя Русь» в византийских и арабских традициях X века обозначала маршрут русской международной торговли. У византийцев это был днепровский путь, т. е. из варяг в греки, а у арабов – волжский путь или из варяг в персы.
- Багрянородный не противопоставляет Киев «внешней Руси» и не называет Киев «Русью внутренней». У него нет описания «внутренней Руси», а в арабских источниках говорится о «трех видах Руси» и о загадочном «острове русов, поэтому идет отождествление «внутренней Руси» и «острова русов» со Средним Поднепровьем.
- Термины «внутренний» и «внешний» в исламских работах по географии X века ассоциируются с двумя бывшими державами степной зоны – булгарами и будущими венграми (багиртами). Контакты с оседлыми государствами устанавливались на «внешней» территории, поэтому в центр внимания соседних государств попадали именно области контактов, а внутренние территории оставались незнакомыми.
Для кочевников внутренние территории являлись наследием династии и отдавались «младшему сыну» правителя с титулом «князь сердца».
Титул «каган» употреблялся в отношении русских князей и был заимствован предшественником Киевской Руси у каганата Хазарского и прослеживался в Киевский период развития Руси. Младший сын Владимира Святославовича – Ярослав Мудрый княжить начал в Ростове, а потом его сменил Борис, который был еще младше.
Владимир Мономах посадил княжить в Ростове своего младшего сына Юрия. Интересным является факт, что в Лаврентьевской летописи описанные детали больше нигде не встречаются. Сама летопись относится к ростовской традиции летописания, а это наводит на мысль, что ростовский летописец имел доступ к хранившимся в Ростове династическим документам.
В арабских источниках говорится, что «остров русов» окружен водой, имеет болотистую местность и протяженность в любом направлении три дня.
Есть еще аргументы в пользу версии Прицака – русы принимали участие в торговле по Волге с обменом на арабское серебро и один из кладов арабских монет располагался в окрестностях Ростова. Река Итиль (Волга) в арабских сочинениях называется русской рекой и течет из Булгар и Русов. Данный факт подтверждает «Повесть временных лет»
«Острова руссов» в арабо-персидских рассказах
В арабо-персидской литературе первым рассказом об «острове русов» является рассказ, принадлежащий арабскому ученому Ибн Русте начала X века. До нашего времени дошли различные версии этого рассказа. Например, источники указывают на заболоченную почву острова и сырой климат, что может свидетельствовать о нахождении этого объекта в Новгородской земле, на Тамани, в Крыму или на острове Рюген.
Исследование этого рассказа говорит о попытках переноса сведений исламских авторов об острове на карту. Однако данная методика не учитывала того, что дело связано не с реальной географией, а с географическим образом, который формировался с конца IX века.
Одну традицию представляют рассказы авторов, живших в Иране в X-XIII веках. Они пользовались источниками, принадлежавшими к сфере торговых и политических контактов халифата, его восточных провинций с Нижним и Средним Поволжьем. Другую традицию, относящуюся ко второй половине XI - первой трети XIV века, отражают сочинения арабских авторов. Арабские ученые использовали источники, связанные с западными, средиземноморскими областями халифата.
В результате они собрали сведения об «островах русов» в Черном и Азовском морях. Варианты этих рассказов имеют совершенно различную топо- и гидронимику.
Ибн Русте называет только два населенных пункта – Хазаран, это часть города Итиль и Булгар на Средней Волге.
В географическом сочинении Ибн Ийаса приводятся две версии рассказа о стране русов. Он говорит о торговых контактах русов с Китаем и Индией. При этом он указывает, что северная часть Руси выходит к морю Мрака – исламская традиция подразумевала под ним Северную часть Атлантики и моря Северного Ледовитого океана.
Все, упоминаемые в данных источниках географические названия, указывают на северное расположение Руси.
Ее внешние связи распространялись на восток и юго-восток.
Авторы средиземноморского региона дают иную географическую номенклатуру и указывают на Черное и Азовское моря и мусульманскую часть Испании.
Рассказ об «острове русов», сточки зрения состава, неоднороден и сведения о нем помещаются в разный географический контекст.
Занятия русов в арабо-персидских рассказах
Данные о русах, касающиеся организации их общества, верховной власти, этнографических сведений, мусульманские информаторы узнавали или от самих русов, доходившие с купеческими караванами, или от своих булгарских и хазарских контрагентов, которые поддерживали торговые отношения с русами.
Ибн Фадлан – единственный арабский путешественник по Восточной Европе, видел русов собственными глазами, но встретился с ними в Булгаре, за пределами собственно русской территории.
Можно говорить о экстерриториальности «острова русов» – на политической карте страна русов присутствует, но в географическом смысле ее как бы и нет.
Дело заключается не в том, что у арабских географов недостаточно конкретных сведений, а в реальности этого времени, когда составлялась «Анонимная записка».
Русы противопоставляются славянам по своему образу жизни, единственным занятием которых являлась торговля рабами и пушниной.
Сами ничего не производят и все, что им необходимо они берут у славян силой, говорили «Анонимные записки».
Основным «средством производства» русов являются мечи. По рассказам Ибн Русте, русы состоят из отдельных групп, соперничающих между собой, но объединяющихся перед лицом общего врага.
Среди русов есть группа, которая отличается «доблестью и благородством». По всей вероятности, это воины-дружинники, главным занятием которых являлись набеги на соседние территории.
В рассказах указывается, что у русов нет землевладельцев, т. е. нет деревень, пашни, нет недвижимого имущества. Отсюда можно сделать вывод, что в конце IX века территориализация власти в обществе русов находилась в зачаточном состоянии.
В описаниях острова отсутствуют названия городов, рек, гор и других географических объектов. Вполне возможно, что отсутствие информации о политических границах Руси этого периода сформировало образ Русской земли как «острова».
«Остров русов», таким образом, можно определить как часть славянской земли, на которой формировалась новая идентичность – русы, на которую и показывает географический образ «острова русов».
Интересно, что более поздние арабо-персидские авторы на географический смысл термина «джазира» (остров, полуостров), внимания уже не обращали.
«Остров русов» они понимали как обобщенную информацию о русах и их правителе. Они помещали «остров русов» туда, где находился верховный правитель, им известный.
Например, писатели XII-XVI вв., повествовавшие о принятии христианства русами, данные об «острове русов» связывали с именем русского князя, при котором христианство стало государственной религией Древней Руси.