Теория
Народничество как идеология крестьянской демократии возникло на рубеже $1860-1870$ гг., родоначальниками принято считать А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.
Центральной идеей народничества является некапиталистическое развитие России, его идеологи отвергали наступление на страну капитализма и уповали на новый строй, основанный на принципах общинного социализма.
Революционеры, считавшие себя освободителями и защитниками народа и крестьянства, называли себя «народниками», а термин «народничество» пришел из революционного подполья.
М. А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачев
Большинство революционеров считало себя последователями Бакунина. Он участвовал в революционных событиях $1848$ г. в Германии, за что был сослан с Сибирь Николаем I, в $1861$ г. сбежал за границу и сотрудничал с «Колоколом» Герцена. Бакунин звал революционную молодежь в народ, призывал поднять на бунт крестьян, строить безвластную федерацию общин.
Главное произведение Лаврова П.А. «Исторические письма» было написано после его ареста в $1866$ г., в ссылке, в Вологодской губернии. Он считал, что недовольство существующим порядком есть движение вперед.
В его теории «неоплатного долга интеллигенции народу» говорилось, что интеллигенция, получившая образование за счёт народа и пользующаяся наукой и культурой, должна вернуть народу долг. Лавров звал в народ для того, чтобы сблизиться с ним, служить ему, просвещать.Сбежав в $1870$ г. из ссылки в Швейцарию, Ларов становится автором и редактором газеты и журнала под общим названием «Вперед!». Бакунин и Ткачев отказывали ему в революционности, называя его «культуртрегером».
П. Н. Ткачёв в отличие от Бакунина и Лаврова считал, что революцию должно делать интеллигентское меньшинство, а не народ. Орудием для «революционного меньшинства» он выбирает диктатуру, которая возьмет власть с помощью социалистического переворота. Ткачев высказывал необходимость диктатуры в послереволюционном обществе. Народники $1870$-х гг. воспринимали идеи Ткачева
«Чайковцы», «Хождение в народ», «Земля и воля»
Кружок «чайковцев» был самым значительным из кружков Петербурга $1870$-х гг. Основателями являлись Н. В. Чайковским, С. Л. Перовской, М. А. Натансоном, сестрами Корниловыми в $1871$ г. Отделения в Москве, Одессе, Киеве действовали в контакте с Петербургом, но не подчинялись ему.
Программа кружка создавалась князем П. А. Кропоткиным ($1841-1921$). Главным своим делом «чайковцы» считали пропаганду среди рабочих фабрик и заводов. С целью пропаганды активизировалось «книжное дело» кружка – в типографиях Цюриха и Женевы издавались труды Радищева, Герцена, Добролюбова, Маркса. В начале $1874$ г. Кропоткин и многие «чайковцы» были арестованы, но это не помешало намеченному «хождению в народ». В $1876$ г. Кропоткину удается бежать за границу, где он вступает в ряды международного анархистского движения.
К весне $1874$ г. кружки народников заметно активизировались. Крестьянство считалось основной силой переворота, для этого им нужно было соединиться с интеллигенцией в революционном деле. Общественный подъем был во многом стихийным и разнородным. Многие шли в деревни, поднимать крестьян на бунт, кто-то занимался революционной пропагандой, вооружаясь брошюрами для народа.
В движении участвовало уже около $40$ губерний в основном в Поволжье и на юге России. И к концу года было произведено около тысячи арестов пропагандистов. В итоге движение было признано нерезультативным, приходило осознание необходимости создания разрозненно действующих революционных сил.
«Земля и воля» - революционное общество, возникшее в $1861$г., в $1876$ г. возобновившее деятельность с помощью народников. В программе землевольцев говорилось только о передаче земли общинам, об их самоуправлении, без каких-либо политических требований.
Просуществовала организация до середины $1879$ г. После чего распалась по причине обострения разногласий между революционерами, одни из которых («политики») говорили о невозможности дальнейшей работы без политической борьбы и террора, а другие («деревенщики») считали своей главной задачей работу среди крестьян.