Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Народничество: истоки, идеи, предпосылки

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Народничество: истоки, идеи, предпосылки
Народничество: истоки, идеи, предпосылки
Определение 1

Народничество — это идеология, которая существовала в Российской империи в 1860—1910-х годах и проповедовала «сближение» интеллигенции с народом в поисках корней, места в государстве и мире.

Народничество связано с идеей потери интеллигенцией связи с «народной правдой» и «народной мудростью». Выделяются три направления народничества:

  • Либеральное;
  • Революционное;
  • Анархистское.

Советская историография представляла народничество вторым («разночинским») этапом революционного движения, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» этапу.

Идеи народников

Идеология народничества основана на идее «самобытности» и самобытного пути России к социализму, без стадии капитализма. Объективные факторы появления такой идеи:

  • слабое развитие капиталистических отношений;
  • наличие крестьянской поземельной общины.

Основы «русского социализма» сформулировал на исходе 1840-х годов А.И. Герцен. Поражение европейских революций 1848—1849 годов произвело на Герцена глубокое впечатление, породило неверие и разочарование в европейском социализме. Сопоставляя судьбы Запада и России, Герцен сделал вывод, что социализм должен сначала утвердиться в России, и «ячейкой» его станет крестьянская община. Общинное землевладение крестьян, мирское самоуправление и идея права на землю по Герцену явятся основой социалистического общества. Так возник «русский социализм» Герцена.

«Русский социализм» был ориентирован на социальную базу крестьянства, поэтому получил название «крестьянского социализма». Главные его цели:

  • ликвидация помещичьего землевладения;
  • освобождение крестьян с землёй без выкупа;
  • введение крестьянского общинного самоуправления;
  • демократизация страны.

Герцен писал:

«Сохранить общину и освободить личность, распространить волостное и сельское самоуправление на город и государство в целом, при этом поддерживая национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли — вот главный вопрос революции».

Впоследствии эти положения Герцена были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником народничества.

Идею общинного социализма, сформулированную Герценом, развил Н. Г. Чернышевский. Но Чернышевский иначе смотрел на общину, которая для него представала патриархальным институтом русской жизни, которая призвана выполнить роль «товарищеской формы производства» одновременно с капиталистическим производством. Затем она сможет вытеснить капиталистическое хозяйство и утвердит коллективное производство и потребление. Затем община исчезнет как форма производственного объединения.

Появившись в 1870-х годах, термин «народничество» применялся относительно различных течений общественного движения. В начале 1880-х годов в ходе полемики между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, слово «народник» иногда обозначало представителей грубого шовинизма и разжигателей гнусных инстинктов толпы. Часто понятие «народничество» употреблялось как синоним демократизма и интереса к народу. В обзорах русской литературы выделяли в одну группу «беллетристов-народников» и включали в неё одновременно Г. И. Успенского и Н. Н. Златовратского, представителей весьма разных взглядов на жизнь народа. Почти никто из писателей наименование «народник» за собой не признавал. Один лишь Каблиц-Юзов свои взгляды назвал «основами народничества», чем содействовал тому, что многие, по воззрениям подходившие близко к народничеству, протестовали против именования их народниками. В идеях Юзова было много примирения с явлениями, которые возмущали гражданское чувство, а также отталкивали нападки на интеллигенцию, обзывание некоторых писателей «либеральными будочниками».

По выражению П. Б. Струве, «народничество — это идеализация… первобытного равенства и натурального земледельческого хозяйства, отживающий свое экономический строй, возведённый в социально-политическую систему».

Зарождение движения народников

Полулегальные и нелегальные кружки народников начали работу «в народе» до отмены крепостного права. По методам борьбы первые кружки различались: заговорщицкое и пропагандистское направления были уже в рамках движения (народников 1860-х).

Студенческий пропагандистский кружок существовал в университете Харькова (1856—1858), в 1861 в Москве был создан кружок пропагандистов П. Г. Заичневского и П. Э. Агриропуло. Его члены считали необходимым революционное свержение монархии. Политическое устройство страны они представляли в виде федеративного союза во главе с выборным национальным собранием.

В 1861—1864 влиятельным тайным обществом в Санкт-Петербурге была первая «Земля и воля». Его члены (Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, Н. И. Утин, В. С. Курочкин, С. С. Рымаренко), вдохновленные А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, мечтали о формировании «условий для революции». Они ожидали её к 1863 — после подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество выработало свою программу — передача крестьянам земли за выкуп, замена чиновников выборными лицами, сокращение расходов на царский двор и армию. Но эти положения не получили в народе широкой поддержки, и организация распустилась, даже оставшись не раскрытой охранительными органами.

Из примыкавшего к «Земле и воле» кружка в Москве в 1863—1866 выросло тайное общество Н. А. Ишутина, которое имело целью подготовку крестьянской революции путём заговора интеллигентских групп. В 1865 «ишутинцы» установили связь с петербургским подпольем, с польскими революционерами, политической эмиграцией и провинциальными кружками в Нижнем Новгороде, Саратове, Калужской губернии. Пытаясь воплотить идеи Чернышевского о создании мастерских и артелей в жизнь, сделать их первым шагом социалистического преобразования общества, они создали в Москве в 1865 году бесплатную школу, переплетную (1864 год) и швейную (1865 год) мастерские, в Можайском уезде ватную фабрику (1865 год), вели переговоры о создании коммун рабочих железоделательного Людиновского завода в Калужской губернии.

К началу 1866 года «ишутинцы» имели небольшое центральное руководство («Ад»), непосредственно тайное общество («Организация») и примыкавшие легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» готовили побег с каторги Чернышевского, но их деятельность была прервана несогласованным с товарищами покушением члена кружка, Д. В. Каракозова, на Александра II. Под следствие попали 2 тысячи народников; 36 были приговорены к различным мерам наказания.

comments powered by HyperComments