Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Народники: их программы, лидеры и движение

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Народники: их программы, лидеры и движение
Народники: их программы, лидеры и движение
Определение 1

Народничество — это идеология, которая существовала в Российской империи в 1860—1910-х годах. Она была направлена на «сближение» интеллигенции и простого народа в поисках своих корней и места в государстве и мире.

Движение было связано с идеей о потере интеллигенцией связи с «народной правдой». Выделяют следующие направления народничества:

  • Либеральное;
  • Революционное;
  • Анархистское.

Народничество в советской историографии представляло второй этап революционного движения, пришедшего на смену «дворянскому» и предшествовавшего «пролетарскому» этапу.

По степени радикализма можно различить направления:

  • Либеральное;
  • Либерально-революционное;
  • Социально-революционное;
  • Анархистское;
  • Консервативное.

Основные течения — умеренное и радикальное. Представители либерального умеренного течения стремились к ненасильственным политическим, экономическим и социальным преобразованиям. Представители революционного радикального течения, бывшие последователями Чернышевского, стремились к насильственному свержению режима и осуществлению идеалов социализма.

Консерваторы

Консервативное крыло народничества было связано с почвенниками (Н. Н. Страховым, А. Григорьевым). Его деятельность представлена творчеством журналистов журнала «Неделя» И. И. Каблица и П. П. Червинского.

В легальной печати ярким выражением народнических настроений в 1970-х годах было обсуждение вопроса о «деревне». Небольшая статья 1875 года о причинах упадка литературы, подписанная инициалами П. Ч (П.П. Червинский), породила целую серию газетных и журнальных статей, усердно разбиравших тезис, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе поддержавших его оказался занимавшийся общинным землевладением К. Д. Кавелин.

Народные «устои» (артельное начало, общинное начало и брожение религиозной мысли) были признаны достойным уважения явлением, но были поставлены выше устоев интеллигенции. Заметно сказалось отношение к народу как в количестве посвященных народной жизни статей, так и в их направлении. Идеализацией народа в особенности отличалась «мужицкая беллетристика».

Исследовательница А.Я. Ефименко показала нравственный смысл начал, лежащих в основе обычного права. К этому времени относится также образование специальных комиссий в Вольном Экономическом и Географическом обществах для изучения общинного землевладения, обычного права, артелей. Вышел ряд работ, посвященных научному констатированию «особенностей» народной жизни. В этом виде их признавали и противники «деревни».

Реформисты (либеральные народники)

Течение народников-реформистов оформилось на рубеже 1870-1880-х годов. Его идеологами стали С. Н. Кривенко, Н. К. Михайловский, И. И. Каблиц, С. Н. Южаков, В. П. Воронцов и др.

Иванов-Разумник реформистское народничество охарактеризовал «догматическим», «некритическим», «оптимистическим» в отличие от революционного. В статье «Что такое народничество?» Л. А. Тихомиров хвалил Воронцова и Каблица, отмечая, что народничество в их работах «утратило революционный характер». В.И. Ленин превалирование либеральных тенденций среди народничества относил к 1880-90-м гг.

9—10 июля 1905 года на 5-м съезде либеральной организации земских деятелей «Союз земцев-конституционалистов» была создана Конституционно-демократическая партия. Исходя из задачи «объединения земских сил с общенародными» для подготовки к выборам в Государственную Думу. 23 августа в Москве прошел 4-й съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения, принявший решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании единой партии с земскими деятелями. Избранные Союзами комиссии учредили Временный комитет, подготовивший съезд объединения под руководством П.Н. Милюкова.

Либералы-революционеры

Либерально-революционное крыло народничества в 1860—1870-е представляли Г. З. Елисеев ( «Современник»), Н. Н. Златовратский, Л. Е. Оболенский, Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко («Отечественные записки»), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, В. В. Лесевич, Г. И. Успенский, А. П. Щапов («Русское богатство»).

Ведущими идеологами направления в народничестве (в советской историографии получившего название «пропагандистского») были Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров. Те, кто считал отказ от террора необходимым (Плеханов, Аксельрод, Дейч, Засулич), объединились в новые образования: «Черный передел» (подразумевалось перераспределение земли на основании обычного права) и Южно-русский рабочий союз. Обе организации к 1881 году перестали существовать. Позже участники этих организаций, а также сами Дейч, Плеханов, Аксельрод и Засулич и другие перешли на марксистские позиции и образовали Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Социал-революционеры

Советская историография это направление называла «заговорщицким» или «бланкистским». Теоретики революционного течения народничества — П.Н. Ткачев и Н.А. Морозов. Ткачев полагал, что самодержавие не имеет в России социальной опоры ни в одном сословии и его можно быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи» должны создать законспирированную организацию, способную быстро захватить власть и превратить страну в общину-коммуну. В конце 1890-х годов небольшие народнические кружки, существовавшие в Петербурге, Полтаве, Пензе, Харькове, Воронеже, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров или в «Союз эсеров». Их организаторами стали бывшие народники М.Р. Гоц и О.С. Минор. В 1902 году была образована Партия социалистов-революционеров.

Анархисты

Ткачев верил в политическое объединение единомышленников во имя формирования государства нового типа, а анархисты оспаривали необходимость изменений в рамках государства. Идеологами движения были П.А. Кропоткин и М.А. Бакунин. Они относились скептически к любой власти, считая, что она подавляет свободу личности и порабощает её.

Бакунин русского человека считал бунтарем «по инстинкту», а у народа, полагал он, в течение веков выработались идеалы свободы. Поэтому он считал, что революционерам остается перейти к организации всенародного бунта. Цель бунта — ликвидация государства и недопущение создания нового.

Кропоткин акцент делал на роли масс в общественном переустройстве, призывая «коллективный ум» к созданию автономий, коммун, федераций.