Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Архитектура Новгородской Руси

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Новгородская Русь / Архитектура Новгородской Руси
Архитектура Новгородской Руси

Новгородское княжество находилось на севере и северо-западе Руси и располагалось по обеим сторонам реки Волхов и у озера Ильмень.

До конца X в. на Руси не было каменного зодчества, все постройки строились, в основном, из дерева. Традиции деревянного зодчества оказали влияние на последующее развитие архитектуры. Широкое же распространение каменных построек, в особенности храмов, началось со времени принятия христианства в X в. Тогда же Русь испытала сильное влияние византийских традиций, под воздействием которых проходило дальнейшее развитие древнерусской архитектуры.

Архитектура XI-XIII веков

Один из первых каменных храмов в Новгороде – Софийский собор, который был возведен в 1040-1050-х гг. Ярославом Мудрым. Собор был построен византийскими мастерами по крестово-купольной системе. Храмы такого типа сооружались на Руси только в XI в., и среди них также - Софийские соборы в Киеве и Полоцке. Храм имеет пять нефов, пять глав, двухэтажные галереи. Стены собора сложены из известняка, арки же и своды – из кирпича. Собор имеет множество росписей, первые из которых появились в конце XII в. Среди икон там содержатся известные иконы «Знамение» и Тихвинская икона Богородицы.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

После этого собора в течение второй половины XI в. в Новгороде не было сооружено ни одного монументального здания.

Несмотря на то, что основными зодчими того периода были мастера из Византии, в Новгороде начинает формироваться собственная архитектурная школа. В это время выделяются особенности новгородской архитектуры: специфические приемы кладки из местной плиты с прослойкой плинфы, стройные пропорции зданий.

  • в 1103 г. была построена церковь Благовещения в княжеской резиденции недалеко от Новгорода; это был шестистолпный храм с лестничной башней. Чуть позже на Ярославовом дворище был сооружен Никольский собор;
  • в 1117 и 1119 гг. были построены Рождественский сбор Антониева монастыря и Георгиевский собор Юрьева монастыря соответственно; по плану они схожи с церковью Благовещения – шестистолпные с лестничной башней;
  • в 1127 г. возводится церковь Ивана на Опоках, представляющая собой шесистолпный собор с лестничной башней, которая не выступала наружу, но была внутри здания.

Развитие новгородского зодчества продолжается и во Пскове. В нем были построены Троицкий собор, собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря и церковь Дмитрия Солунского.

Спасский собор Мирожского монастыря имеет необычную для древнерусского зодчества композицию с выраженной снаружи центральной крестоообразной частью, а купол находится на очень широком барабане. Все это наводит на мысль, что проект создавался византийцами по заказу епископа Нифонта, а вот способ кладки говорит о том, что исполнителями были новгородские мастера.

После окончания строительства артель была переведена из Пскова в Ладогу, где в 1153 г. была сооружена церковь Климента. Храмы Старой Ладоги 1050-1060-х гг. – четырехстолпные, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные. Их интерьер прост и скромен, а на фасадах храмов почти полностью отсутствует декор.

В 1060-е гг. была построена Георгиевская церковь в Ладоге. После этого монументальное строительство в Ладоге прекратились, но возобновилось в Новгороде, куда, по всей видимости, переехала строительная артель. Многие храмы этого периода не дошли до нас (Успения в Аркажах, Спаса в Хутынском монастыре), но некоторые все же сохранились – церковь Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Спаса на Нередице. Храмы второй половины XII в. строятся уже не по княжескому заказу, а по боярскому. Единственная церковь, заказанная князем, это церковь Спаса на Нередице, которая отличается значительным упрощением внешнего вида.

Вообще, в течение XII в. в Новгороде ведется широкое строительство, что может говорить о возможном разделении строительной артели на две части.

Замечание 2

Во время татаро-монгольского нашествия в XIII в. новгородская архитектура некоторое время переживает упадок, хоть Новгород и не был захвачен войсками орды.

Архитектура XIV-XV веков

В XIV-XV вв. строительство возобновляется: первым каменным храмом того периода была церковь Николы на Липне.

К XV в. благодаря обширному сооружению соборов, церквей, монастырей, гражданских и жилых построек, Новгород стал большим архитектурным комплексом. В этот период заметно влияние западноевропейских традиций на архитектуру Новгорода. Это видно на примере церкви Федора Стратилата на Ручью, где прослеживаются черты романского стиля, и Владычей палаты, в которой имеются характерные готические особенности.

Поскольку Новгород активно взаимодействовал с европейскими странами, иностранные мастера зачастую приезжали в него – так, итальянский мастер иконописи Феофан расписывал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице.

Для церквей XIV-XV вв. было характерно:

  • меньшие размеры по сравнению с церквями XI-XII вв.;
  • вместо кирпича в возведении стен использовался разноцветный камень;
  • трехлопастное завершение стен, вытеснение трехапсидности в пользу одноапсидности;
  • украшение барабанов куполов простым, но выразительным орнаментом;
  • суровость храмов этого периода сочетается с изяществом.

В этот период возводятся церковь Петра и Павла в Кожевниках, церковь 12 апостолов в Пропастех, а также некоторые другие храмы, в которых новгородская архитектура предстает в своем классическом виде.

Архитектура Новгорода развивалась, удивительным образом сочетая в себе местные традиции и черты других архитектурных стилей (западноевропейских, византийских), в результате чего, выработался характерный для этого княжества архитектурный стиль. Зодчество Новгорода, как остальных древнерусских центров, представлено, в основном, храмами, поскольку это были одни из значимых сооружений того времени, на строительство которых не жалели материала, поэтому они дошли до современности. Каждый из этих соборов и церквей представляет особую ценность, свидетельствующую о высоком мастерстве новгородских зодчих.