Национальная политика
Принятая в 1961 г. новая Программа КПСС закрепляла новые направления национальных отношений в стране, особенность которых заключалась в сближении и достижении единства всех наций Партия обязывалась проводить национальную политику по «ленинским заветам», а главной ее целью ставилось обеспечение равенства наций и народностей, при этом уделяя внимание районам, которые боле остальных нуждались в активном развитии.
Однако в 1976 г. Л. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество, которое в дальнейшем надо было совершенствовать. Этим самым руководство отказывалось от новаций периода Хрущева, но понятие о новой исторической общности сохранялось.
В 1972 г. была издана книга «Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях», где было дано определение советского народа как исторической общности людей нового типа. Важнейшей целью национальной политики стало упрочение этой новой исторической общности.
В Конституции 1977 г. провозглашалось, что народ является главным субъектом власти и законотворчества в СССР. Объявлялось равноправие всех граждан все зависимости от их национальной и расовой принадлежности; при этом сохранялось право свободного выхода из Союза каждой автономной и союзной республики.
В это время выходило множество трудов, где рассматривался «расцвет» ленинской политики по национальному вопросу, описывалось соотношение национального и интернационального, сближение советских наций и пр. Несмотря на их декларативность, необходимо отметить, что ощущение советской общности существовало не только в идеологии, но и на деле. Многие советские люди и правда относились к согражданам как к «своим», не обращая внимания на их национальную принадлежность, и сосуществование разных национальностей в одном государстве большинство воспринимало положительно. Единое хозяйство, школа и армия сплачивало советский народ не меньше, чем любые другие полиэтнические нации. Частым явлением были межэтнические браки, а также признание многими нерусскими «родным» русского языка.
Национальные движения
Однако вместе с тем существовали противоречия в национальной сфере, которые имели глубокие корни, например:
- советские немцы, крымские татары продолжали выступать за создание национальных автономий, которые были утрачены во время войны;
- турки-месхетинцы, греки требовали возвращения на прежние места жительства, откуда они были насильно выселены.
Возникали протесты и по другим поводам. В связи с пятидесятилетием геноцида армян в Турции в Ереване 24 апреля 1965 г. прошло шествие, на котором выдвигались лозунги с требованием решить армянский вопрос, но демонстрация была разогнана силовыми методами.
8 октября 1966 г. в некоторых среднеазиатских городах состоялись митинги крымских татар по случаю 45летия создания Крымской АССР, также разогнанные. В марте 1967 г. две недели проходили выступления в Абхазии, где требовали узаконения национальной топонимики, привилегий местному населению, введения абхазского языка в школах, а также выделения Абхазии из Грузинской ССР. Активизируются в этот период сионистские настроения среди евреев и, как следствие, рост их эмиграции.
27 сентября 1969 г. на футбольном матче в Ташкенте между ташкентской командой «Пахтакор» и куйбышевской «Крылья Советов» произошло столкновение узбекских и русских болельщиков. Конфликт был спровоцирован отказом судьи засчитать гол, забитый узбекским футболистом. Столкновения продолжились и после матча, в результате чего многие были арестованы. Республиканское руководство старалось минимизировать распространение информации об этом инциденте, особенно в условиях огромной помощи, оказываемой РСФСР Узбекской ССР.
В 1977 г. произошел экстраординарный для того периода случай – члены ереванской подпольной «Национальной объединенной партии» совершили теракты в Москве, взорвав бомбы в метро и двух магазинах. Они были задержаны на Курском вокзале после того, как неудачно пытались привести в действие еще один снаряд. Всем газетам, выходившим на армянском языке, было запрещено опубликовывать сообщения об этом акте, а также был запрещен к показу документальный фильм о суде над ними.
Наиболее сильными антисоветские настроения были в прибалтийских республиках. Там после принятия новой Конституции 1977 г. произошли выступления футбольных болельщиков. Сначала вильнюсский «Жальгирис» обыграл витебскую «Двину», затем – смоленскую «Искру», после чего болельщики массово отправились на уличное шествие с лозунгами «Долой конституцию оккупантов!», «Русские, убирайтесь!». Во время празднования 60-летия революции литовская молодежь срывала плакаты и портила витрины с агитацией.
Интересно, что в 1978 г. из республиканских конституций были убраны статьи на национальном языке для отражения процесса «сближения» наций. Волна протеста со стороны молодежи и интеллигенции заставила руководство все же сохранить положения на национальных языках.
Новые беспорядки начались в Эстонии после отмены концерта рок-группы «Пропеллер» в Таллине, в творчестве которой были найдены националистические мотивы. Это привело к многочисленным протестам, на которых звучали лозунги «Русские, вон из Эстонии», «Свободу Эстонии!».
Власть совершает наступление и на русский патриотизм. В 1981 г. глава КГБ Андропов подал в Политбюро записку, в которой сообщал о создании движения «русистов» среди интеллигенции; идеология «русизма» выступает за «спасение русской нации», что «подрывает основы советского строя», поэтому русисты занимаются антисоветской деятельностью.
Наступление на это движение проводилось достаточно активно:
- был уволен С. Семенов, занимавший пост главреда журнала «Человек и закон», А. Иванов, писавший патриотические статьи в журнале «Вече»;
- была разгромлена редакция журнала «Наш современник», в котором публиковались «русистские» авторы;
- за публикацию статьи М. Лобанова «Освобождение» был разогнан журнал «Волга»;
- в 1983 г. начались нападки на исследователей, занимающихся изучением трудов русских философов В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Федорова; в частности, критике подверглись издатели трудов А. Лосева.