Перестройка системы общественных взаимоотношений в СССР – это комплекс преобразований в системе общественных взаимоотношений, являвшихся частью политики М.С. Горбачева.
План преобразований Горбачев представил на январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. Новшеством в нем было то, что основное внимание сосредотачивалось не на экономических реформах, а на преобразовании политической системы, что должно было дать импульс социально-экономическому развитию общества.
Перестройка системы общественных взаимоотношений проходила по нескольким направлениям:
- демократизация и гласность;
- реформа политической системы;
- поиск решения национальных проблем;
- поиск решения экономических проблем;
- «новое политическое мышление».
Внутренняя политика
Для слома «механизма торможения» предполагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа, совершенствование системы советов и т.д. Начинает сформировываться новое понимание гласности как средство пробуждения общественного сознания и инструмент его формирования в конкретном направлении. Это стимулировало пробуждение общественной активности, инициативного социального поведения. Самоорганизация общества проявилась и в возникновении «неформальных» движений: в городах появляются дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы. Стал популярен появившийся в 1987 г. в Ленинграде клуб межпрофессионального общения «Перестройка», в который вошли молодые экономисты, философы, социологи и др. Его деятельность заключалась в «выработке программ эффективного и ненасильственного разрешения общественных конфликтов, а также проведение экспертиз по вопросам экономического и политического развития страны».
Получила развитие альтернативная пресса, которая стала «рупором» для выражения определенных позиций. Подобные издания (осенью 1987 г. существовало уже больше 100 альтернативных журналов и газет) сыграли большую роль в формировании организаций «неформалов».
На высшем уровне критиковалась эпоха «застоя», виновником которой был назван Л.И. Брежнев; продолжалась политика «десталинизации»: активно проводились реабилитационные процессы (начало было положено с реабилитации Н. Бухарина); началась даже критика идеологических ценностей социализма и постановка под сомнение «социалистичности» советского общества.
Это привело к тому, что в 1987-1988 гг. начинается размежевание относительно проводимого в СССР курса. Одни считали, что преобразования идут недостаточно быстро и не имеют никаких результатов (такие идеи высказал Б. Ельцин на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1987 г.). Другие же полагали, что под видом «перестройки» происходит отказ от социализма, при том, что цели реформаторов все еще не ясны (эта точка зрения была высказана весной 1988 г. в статье Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами»). Сторонники же Горбачева осудили и ту, и другую позиции.
После XIX партконференции в 1988 г. началась масштабная реорганизация аппарата ЦК КПСС, результатом которой станет создание нового органа управления – Съезда народных депутатов и парламента.
В 1989 г. складываются объективные предпосылки широкой антигорбачевской и антикоммунистической оппозиционности. Произошел спад экономического роста, что повлекло за собой обострение социальных проблем. Так, в марте 1989 г. началась первая шахтерская забастовка, которая спровоцировала забастовки в других местах, где кроме экономических, начали звучать политические требования.
Продолжающаяся критика советской системы привела к отрицанию социализма – больше сторонников получила либерально-демократическая альтернатива. Тогда же происходит организационное оформление политической оппозиции, радикальная часть которой стремилась к борьбе за обладание властью.
В большей части советских республик политическая жизнь окрашивается в этнические краски, что обостряет издавна существующие конфликты. Продолжается эскалация столкновений в Закавказье и Средней Азии, формируется прибалтийская модель сепаратизма.
В 1988-1991 межэтнические конфликты вспыхивали в Азербайджане (Карабах и Сумгаит, 1988 г.), Южной Осетии (Цхинвал, 1990 г.), Молдавии (Кишинев, 1989 г.) и т.д. Вследствие этих конфликтов увеличилась миграция из этих регионов.
Внешняя политика
Со странами Запада начинается новый этап взаимоотношений, идеология которого называлась «новое политическое мышление». Его принципами были:
- решение конфликтов не силой, а путем поиска баланса;
- приоритет человеческих ценностей над национальными, политическими и пр.;
- отказ от противостояния, биполярной системы мира.
Благодаря «новому политическому мышлению» началось развитие советско-американского диалога. Были подписаны договоры о ликвидации ядерного и обычного оружия (РСМД – 1987 г., ОСНВ – 1989 г.), что способствовало снятию напряженности в мировой политике. Кроме того, главы СССР и США взяли за правило встречаться ежегодно для поддержания диалога. В 1988 г. начался вывод войск СССР из Афганистана. Параллельно СССР отказался от вмешательства в другие конфликты (в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа) и сократил объем экономической помощи дружественным странам. Во многом такие действия были продиктованы кризисом СССР в экономике и стремлением сократить расходы. Спокойной была реакция советского руководства и на разрушение в 1989 г. Берлинской стены, которая отделяла Восточный Берлин от Западного.
Таким образом, 1987-1990 гг. становятся важным переломным моментов перестройки, когда происходит слом старых традиций и замена их новыми идеалами, то есть происходит полное изменение общественных взаимоотношений. Меняются отношения между властью и народом в сторону демократизации, между разными народами, государствами и т.д. Не все принимают изменения, поэтому общество разделяется на два лагеря, на что оказала влияние и множественная критика советской системы власти. Процесс перестройки в итоге приведет к слому старой системы и ликвидации прежнего государства.