Интерес к древнеегипетской цивилизации зародился на Руси еще в период принятия христианства. В разные периоды истории России этот интерес то усиливался, то ослабевал.
Откуда на Руси узнавали про Египет
Первыми серьезными источниками о Египте были византийские хроники:
- Георгия Синкелла (VIII в.),
- Иоанна Малалы (VI в.),
- Георгия Амартола (IX в.).
Сведения о Египте есть и в «Повести временных лет» (XII в.).
Кроме пирамид, путешественники активно интересовались паломничеством на Синай. Ведь именно там совершал восхождение Моисей, согласно легенде, там получил он от Бога скрижали с заповедями. Эти места были точкой притяжения как паломников, так и ученых, а также стали прибежищем многих христиан.
Первое посольство на Ближний Восток отправил царь Иван Грозный. Это произошло в 1558 году. В экспедиции принимал участие и купец из Смоленска Василий Позняков. Это была не только дипломатическая, но и этнографическая экспедиция. Так появилась первая на Руси книга о Египте под названием «Хождения купца Василия Познякова».
Через 25 лет страны Востока посетил купец Трифон Коробейников. Он написал к книге Позднякова еще несколько глав. В результате появился коллективный труд, дошедший до нас более чем в двухстах рукописных списках и в сорока печатных изданиях.
В воспоминаниях Коробейникова можно прочитать описание африканского страуса:
«А голова у нее, как утиная, а у ног копыта... А ноги долги, как у журавля, а крылья у нее, что кожаные; а ходит по земле, а летает мало».
Своими впечатлениями о Египте делится и казанский купец Василий Яковлев, который посетил эту страны в 1634 году. Он был первым путешественником, который описал знаменитый обелиск из Гелиополя – «12 сажен» (около 25 метров в высоту). Кроме того, он написал, что памятник покрыт древними письменами. Сильное впечатление на Яковлева произвели египетские пирамиды. Он назвал их «сильными горами». Ему принадлежит и первое в русской литературе описание крокодила:
«…А голова у него как у сома, а ноги, как у человека, и естеством такой же, а хвост у того зверя, как у сома, а по виду тот зверь, как змей ехидный… Если он настигает человека, то пожирает до смерти. Кожа на нем, как рыбья чешуя, а величиной крокодил – саженей две».
Очередное посольство в восточные страны было отправлено по указу царя Алексея Михайловича от 10 июня 1649 года. Среди послов был Арсений Суханов – сын обнищавшего дворянина. Он посетил Грузию, Молдавию, Малую Азию, долину Тигра и Евфрата, Палестину, а также побывал на берегах Нила и в Греции. В своих воспоминаниях Суханов подробно описал такие достопримечательности Египта, как Александрия, Игла Клеопатры и пирамиды.
В допетровскую эпоху широкой популярностью пользуется «Книга о тайном и сокровенном сокрытии мной пленником в неволе описанная». Ее автор неизвестен, но, судя по тексту, он в течение долгого времени находился в турецком плену (в то время Египет входил в состав Турецкой империи).
Познать землякам мир египетской культуры помог и Василий Григорьевич Григорович-Барский. Он посетил Египет в 1727 году. Об обычаях древних египтян он написал целую главу: «О великом и пресловутом граде Египте» (Каире), в которой описал жизнь этого города.
За Нилом, Григорович-Барский увидел «рукотворные горы» – пирамиды. Через три года он посетил Александрию. Сохранились и его описания «столбов Клеопатры».
«Странствования пешеходца Василия Григоровича-Барского» стали настоящей «восточной энциклопедией» для россиян XVIII века.
Египетские мотивы в русской культуре XVIII века
Египет вдохновлял многих зодчих, причем как русских по происхождению (Н. Львов, М. Воронихин), так и тех, кто работал в России (Тома де Томон, Ч. Камерон).
Первые объекты, в которых находят отражение египетские мотивы, появляются в русской культуре еще в эпоху Петра I.
Строительство Петербурга способствовало активному развитию архитектуры. В тот период активно строятся загородные резиденции - Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина. В этих ансамблях и появляются первые в России пирамиды и обелиски. Одна из них – это фонтан в первой императорской загородной резиденции в Петергофе, построенный итальянским архитектором Н. Микетти в 1721 году.
Рисунок 1. Петергоф. Большой каскад. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Распространению элементов египетской культуры активно способствовало масонство. В масонской символике особенно популярным был образ Осириса и Исиды. Египетские элементы стали появляться в декоре зданий. Их можно увидеть на фасадах Казанского, Исаакиевского и Сампсониевского соборов.
В конце XVIII-начале XIX вв. в русском искусстве появляются объекты, которые в сознании современников ассоциируются с Египтом, - сфинксы. Фигуры сфинксов в тот период активно устанавливают в Петербурге и пригородах.
Рисунок 2. Восточный сфинкс на Университетской наб.
Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако в Росси сфинксы предстают существами женского рода, а не мужского, как в Египте. Одни из первых в России фигур сфинксов появляются перед Строгановским дворцом на Полюстровской набережной (1794-1796 гг., арх. А. Н. Воронихин) и перед загородной дачей князя А. А. Безбородко.
В 1770-1771 гг. в Царском селе появляется первая в России пирамида (автор архитектор В. И. Неелов). Позже она была перестроена Ч. Камероном. Она была предназначена для захоронения любимых собак Екатерины II.
Рисунок 3. Пирамида в Царском Селе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образ пирамиды встречается и в строительстве религиозных объектов. Например, в Свято-Троицкой церкви, известной как «Кулич и Пасха», построенной по проекту Н.И. Львова в 1785-1787 гг.
Египет был одним из самых великих центров мировой культуры.
Египетские формы были источником вдохновения для многих архитекторов, а созданные ими шедевры архитектуры приобрели новый идейный смысл.