Культурная революция — это комплекс мероприятий, которые осуществлялись в Советской России и были направлены на коренную перестройку идеологической и культурной жизни общества.
Цель культурной революции состояла в формировании нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе в увеличении доли выходцев из класса пролетариата в социальном составе интеллигенции.
Культурная революция как целенаправленная программа по трансформации культуры на практике буксовала и массированно была реализована только в годы первых пятилеток. В современной историографии существует традиционное, но не полностью корректное соотнесение культурной революции в СССР с периодом 1928—1931 годов. Культурная революция 30-х годов понималась как часть крупных преобразований общества, наряду с коллективизацией и индустриализацией. Также, в процессе культурной революции реорганизации подверглась и научная деятельность в Советском Союзе.
Термин «культурная революция» появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых, а в политический язык он был введён в 1923 году в работе В. И. Ленина «О кооперации»:
«Культурная революция — это… переворот, целая полоса культурного развития народной массы».
Культурная революция в первые годы советской власти
Культурная революция как изменение общественной идеологии началась после Октябрьской революции. 23 января 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из образовательной системы удалялись предметы, которые были связаны с религиозным образованием: древнегреческий язык, богословие и другие. Культурная революция имела главной задачей внедрение в личные убеждения граждан советской России принципов марксистско-ленинской идеологии.
В первые месяцы существования советской власти для реализации программы была организована сеть органов партийно-государственного управления культурной общественной жизнью:
- Наркомпрос;
- Главполитпросвет;
- Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б));
- Главлит;
Национализации подверглись учреждения культуры: музеи, кинофабрики, издательства. Отменялась свобода печати. Вводилась жёсткая цензура. В области идеологии широко развёрнулась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения, в храмах устраивались склады, клубы, производства.
Население страны большей частью не имело образования: результаты переписи населения 1920 года показали, что на территории России лишь 41 % населения старше 8 лет умело читать. Культурная революция прежде всего предполагала борьбу с безграмотностью, что являлось необходимым для научно-технического развития. Однако культурная работа ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. Однако в силу ряда причин темпы ликвидации безграмотности оставались неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование было введено в 1930 году. Массовую безграмотность в стране ликвидировали после Великой Отечественной войны.
В это время создали национальные алфавиты для ряда народностей (Дагестана, Крайнего севера, башкир, бурят, киргизов). Развёрнули широкую сеть рабочих факультетов, готовящих трудящуюся молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения, в которые был открыт путь молодёжи, имеющей пролетарское происхождение независимо от образования.
Рабочий факультет — это учреждение народного образования в СССР, которое подготавливало крестьян и рабочих к поступлению в высшие учебные заведения в 1919 - середине 1930-х годах.
Для воспитания новой интеллектуальной элиты страны были учреждены Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Истпарт, Институт красной профессуры. Чтобы привлечь «старые» научные кадры создавались комиссии по улучшению жизненного быта учёных, издавались декреты.
Одновременно для устранения интеллектуальных политических противников принимались репрессивные меры: более 200 представителей российской культуры и науки были высланы на «Философском пароходе». Начиная с конца 1920-х годов шло «вытеснение» буржуазных специалистов: «Шахтинское дело», «Академическое дело», «Дело Промпартии»... В 1929 году свою деятельность начали «шарашки» — особые технические бюро из заключённых, занимающиеся проведением важных конструкторских и научно-исследовательских работ.
В 1920-е годы в советских партийных и общественных организациях шли дискуссии о направлении и методах культурной революции. Летом 1923 года Л.Д. Троцкий инициировал кампанию по обсуждению «вопросов быта», выступив с одноименным циклом статей.
В проведении культурной революции идеологическая гегемония оставалась за партией. Значительную роль в выполнении задач по проведению культурной революции сыграл комсомол.
Итоги культурной революции
К положительным результатам культурной революции следует отнести повышение общего уровня грамотности до 87% от числа всего населения (согласно данным переписи 1939 года), создание системы общеобразовательных школ, развитие науки и искусства. В то же время была сформирована официальная культура, имевшая в основе марксистско-классовую идеологию, «коммунистическое воспитание», массовость образования и культуры, что было необходимо для формирования значительного числа производственных кадров и формирования из рабоче-крестьянской среды «советской интеллигенции».
Согласно распространенной точке зрения, в этот период методами и средствами большевистской идеологизации был совершен разрыв с многовековыми традициями культурного и исторического наследия.
В то же время, ряд авторов оспаривают этот взгляд и делают вывод, что традиционные ценности российской интеллигенции, крестьянства и мещанства были только незначительно трансформированы в процессе культурной революции, а проект большевиков по созданию совершенного, коллективистского, гармоничного человека нового типа, следует проваленным.