Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Культурная революция в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Революции в России / Культурная революция в России
Культурная революция в России
Определение 1

Культурная революция в России – это комплекс мероприятий, которые были направлены на коренную перестройку культурно-идеологической сферы жизни общества в России.

Можно выделить две культурные революции в России: начало XVIII века; 1917-1920-е годы.

Культурная революция XVIII века

Преобразования Петра I во многих сферах общественной жизни решительно меняли облик страны. Петр понимал, что для перехода страны на новый культурный уровень, недостаточно военных побед и экономических успехов – нужно еще и перестраивать менталитет человека, поэтому он взялся за реформирование быта и культуры России. Методы Петра были достаточно грубыми и непластичными – он искусственно ускорял процессы, которые заставляли людей отказываться от своих традиций, что нередко воспринималось очень болезненно.

В 1698 г. вернувшийся из Европы молодой царь решил создать новый облик русского человека, поэтому выпустил приказ о бритье бород (некоторым отрезал бороды собственноручно), так как не в европейской моде было ходить с бородой. Петр вводит и моду на новый тип одежды: всем боярам и дворянам предписывалось носить немецкое платье (специальные отряды могли хватать человека и отрезать ему часть платья). Женщинам также было запрещено носить старые сарафаны, а вместо них надо было надевать глубоко декольтированные французские платья с корсажем на талии. Для примеров одежды на улице были выставлены чучела, одетые в западные платья.

Замечание 1

Традиции были изменены и в летоисчислении, когда после 21 декабря 7202 г. Петр ввел 1 января 1700 г.

Отличным местом для пропаганды европейской культуры был театр. В 1702 г. на Красной площади была возведена «Комедиальная храмина», представляющая собой публичный театр на 400 зрителей. Однако пьесы, исполняемые на немецком, не обрели успех у публики.

В 1714 г. был создан и первый в России музей – Кунсткамера, куда была помещена коллекция диковинных вещей, собранная Петром в Европе.

Еще одним важным шагом, приближающим Россию к Европе, были ассамблеи, где можно было и потанцевать, и пировать, и пообщаться. На них допускались все, кроме крестьян и слуг, даже женщина, а основным времяпрепровождением были игры (карты, шахматы), разговоры, курение, распитие спиртного.

Преобразования Петра I носят противоречивый характер. С одной стороны, общий уровень просвещения населения повысился, страна стала более открыта для европейских достижений и знаний, но с другой стороны, это был резкий слом устоявшихся культурных традиций. Методы Петра были слишком радикальны и непонятны большинству населения, поэтому люди зачастую противились новым реформам и старались отстоять свои привычные установки.

Культурная революция 1917-1920 годов

Другим этапом культурной революции в России можно считать преобразования советской власти в 1917 – 1920-е гг. Молодая советская власть поставила цель – формирование нового типа культуры как органической части культуры социалистического общества.

Замечание 2

Сам термин «культурная революция» в России впервые появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых (май 1917 г.), а в лексикон советской власти он был введен В. Лениным в его работе «О кооперации» (1923 г.).

Начало культурной революции было положено почти сразу после Октябрьской революции, когда 23 января 1917 г. был выпущен декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Основной задачей культурной революции стало внедрение в личные стремления и убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для управления ходом культурного преобразования общества был создан комплекс управляющих органов: Агитпроп (отдел агитации и пропаганды), Главполитпросвет (Главный политико-просветительный комитет), Наркомпрос (народный комитет просвещения), Главлит и др. Различные учреждения культурной сферы (музеи, издательства, кинофабрики) были национализированы – переведены в собственность государства. Также была развернута широкая атеистическая пропаганда: декретом 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства; позже из системы школьных предметов были убраны те, что связаны с культом – богословие, древнегреческий язык и т.д.; в храмах начали устраивать производства, клубы, склады и т.д.

Основная часть населения была неграмотна либо очень малограмотна: согласно переписи населения 1920 г. в России умело читать только 41,7 % населения старше 8 лет. Поэтому революция провозглашала борьбу с безграмотностью, так как образованные люди были полезны для дальнейшего научно-технического развития. Однако первые меры по ликвидации безграмотности оказывались безуспешными. Впервые же всеобщее начальное образование в СССР фактически в 1930 г. Массовая же безграмотность была ликвидирована только после Великой Отечественной войны.

В этот период были созданы национальные алфавиты для некоторых народностей (киргизов, башкир, бурят, северных народов).

Для подготовки трудящейся молодежи были созданы рабфаки (рабочие факультеты), которые готовили к поступлению в ВУЗы, в которых отменялись все сословные, национальные, религиозные ограничения. Для создания новой интеллектуальной элиты создавались Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры.

Вместе с тем в отношении своих политических противников из интеллигенции применялись репрессивные меры. Например, на «Философском пароходе» было выслано из страны более 200 деятелей культуры и науки. С конца 1920 и в 1930-х гг. проводились репрессии буржуазных ученых («академическое дело», «шахтинское дело», «дело Промпартии»).

Культурная революция в СССР значительно повлияла на жизнь общества:

  • рост уровня грамотности населения: согласно переписи 1939 % грамотными были до 87,4 % населения;
  • формирование большой системы общеобразовательных школ;
  • открытие возможностей для всех получать высшее образование;
  • формирование новое официальной культуры, основанной на марксистско-ленинской идеологии;
  • появление новой советской интеллигенции из рабоче-крестьянской среды.