Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Урбанизация в России во второй половине XIX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура второй половины XIX в. / Урбанизация в России во второй половине XIX в.
Урбанизация в России во второй половине XIX в.

Рост населения в России

По данным Всероссийской переписи 1897 года населения Российской империи составляло более 125 680 тысяч человек (без Финляндии, где перепись не проводилась и где насчитывалось почти 2200000 финнов и 300 тыс. шведов). На Европейскую Россию приходилось 102, 9 млн. человек, на Азиатскую – 22, 7. Наибольшая плотность населения была в самой западной части империи – Царстве Польском. Здесь проживало почти 85 человек на 1 кв. км, регионом с наименьшей плотностью населения был Сибирь – 0,5 человека на 1 кв. км (здесь проживало почти 5700000).

Замечание 1

В Российской империи рождаемость была самой высокой в Европе – на каждую тысячу жителей рождалось в среднем около 46 человек в год (в европейских странах – от 21 до 44). В то же время в России была высокой и смертность – до 35 человек в год на тысячу жителей (в Европе – от 17 до 24). Россияне жили в среднем также меньше, чем европейцы: до 30 лет, тогда как в Европе – на десять лет больше. Такой низкий показатель в России объясняется высокой детской смертностью, низким уровнем здравоохранения, периодическими эпидемиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Развитие городов

Со времени переписи городов с 1863 до 1897 года городское население увеличилось в 2,5 раза (с 6100000 до 16800000 человек), а удельный вес городских жителей выросло с 8 до 13,4%.

Для сравнения:

После 1860-х годов номенклатура городских поселений, кроме городов, ограничивалась посадами и городками, причем, чтобы считаться городскими, необходимо было получить статус города, которой давало определенному поселению правительство. Для этого в городе должны существовать особые общественные учреждения, предусмотренные городским положением (в 1870-1891 годах – «Городским положением» 1870 года , в 1892-1917 годах – «Городским положением» 1892 года) и др.

Несмотря на неточность тогдашней статистики, 1897 году в Европейской России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 494 уездных и губернских города, 122 неволостных города и 52 пасада, в Сибири – 47 губернских и уездных городов и 4 неволостных города (посадов в Сибири не было) . Среднее расстояние между ближайшими городами и должностями в Европейской России составляла 83 км, а в Сибири – 495 км. В европейских странах это расстояние в начале $XX$ в. составляла от 8 до 15 км, что позволяло тамошнему крестьянину за один день добраться до города и вернуться домой пешком, а городскому жителю – добраться в другой город. А в Европейской России, учитывая еще и плохое состояние дорог, путешествие из деревни занимало нескольких дней, из города в город – еще больше. Это очень затрудняло связи между городом и деревней и между городами, мешало быстрому экономическому росту.

Рост городского населения

Доминировали города с населением менее 20 тыс. Жителей. Если же в конце 60-х годов $XIX$ в. среди городов Европейской России только в пяти (Москва, Петербург, Одесса, Кишинев, Рига) население превышало 100 тыс. человек, то в конце 90-х годов городов со стотысячным населением и выше было 14 города.

Крупнейшими городами были:

  • Петербург (1267023 жителей),
  • Москва (1035664),
  • Варшава (638208),
  • Одесса (405041).
Определение 1

Урбанизация – это исторический процесс роста городов вследствие перемещения населения из сельских (деревенских) районов в поисках лучших условий для жизни и более подходящей работы.

Города росли благодаря вновь прибывшему населению и в меньшей степени - естественному приросту. Прибывшее население в 1900 году составило почти 70% жителей Петербурга и Москвы. В сословной структуре городов в значительной была доля крестьян – более 40% населения.

Замечание 2

Города были административными, промышленными и торговыми центрами. Именно здесь сосредоточены университеты, институты, гимназии, библиотеки, музеи, театры, здесь происходили разнообразные выставки. Москва и Петербург сохраняли роль столичных центров. Если Петербург был центром, где наиболее полно воплотились идеи европеизма, то Москва все же тяготела к традиционности в культуре и массовом сознании. Российская провинция больше тянулась к Москве как хранительницы традиционного образа жизни и исторической памяти.

Во второй половине $XIX$ в. инфраструктура городского хозяйства становится более сложной; в 1859 году появился водопровод в Петербурге, а затем и в других губернских городах – Саратове, Ярославле, Твери, Одессе, Харькове и др. Однако водопровод не стал массовым явлением. Даже в Москве водопровод имели только 20% домов.

В городах строили железнодорожные вокзалы, в некоторых городах в конце XIX в. появился трамвай. Сначала это были конно-железнодорожные линии («конка»), и только потом использовали электрическую тягу. Первая конка появилась в Москве в 1872 году во время Политехнической выставки. В 70-80-х годах конка действовала как вид общественного транспорта в обеих столицах некоторых губернских городах. В начале XX в. электрическое и газовое освещение было только в 85 городах России (примерно десятая часть).

С массовой миграцией крестьянства в города село стало мощно влиять на культуру и менталитет горожан, прежде всего городских низов. Поскольку новые жители городов несли на себе отпечаток традиционной сельской культуры, то миграция тормозила формирование буржуазного менталитета среди широких масс городского населения, что означало воспроизведение стандартов и стереотипов крестьянского сознания и поведения.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24