Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Создание системы народного образования

Начальное образование в Российской империи

Огромные перемены, произошедшие в России во второй половине $XIX$ в., сказались на состоянии просвещения, которое охватывало все более широкие слои населения.

Создание уже не на бумаге, а на деле целой системы начальных школ – церковно-приходских, земских. Министерства народного просвещения – привело к заметному росту грамотных, которые составляли к концу $XIX$ в. около 20% населения. Умели читать и писать 39% мужчин старше 9 лет и 17% женщин. Огромное число людей впервые стало приобщаться к книжной культуре, менять свою психологию, взгляды на жизнь. Самое лучшее начальное образование давали трехгодичные земские школы. Широкое распространение, несмотря на противодействие властей, получили воскресные школы. В них постигали азы образования рабочие, солдаты, другие представители взрослого населения.

Замечание 1

Реформы 60-х годов $XIX$ века в области образования обусловили рост числа начальных школ – государственных, подчиненных министерству народного просвещения, земских, которые организовывали земства и церковно-приходских.

Только от 1864 до 1874 г. земства открыли до 10 тыс. школ. Трехлетняя земская школа, по сравнению с другими начальными школами, отмечалась лучшим обучением, высшим профессиональным уровнем учителей. Ученик в земской школе, кроме чтения, письма, арифметики и Закона Божьего, получал элементарные знания по природоведению, географии, истории. Финансирование народной школы среди других расходов земства занимало важное место, составляя до 15% от всего их бюджета. На свои средства земства открывали учительские семинарии, комплектовали библиотеки, содержали учителей.

Система среднего и высшего образования

Окрепло в этот период и среднее образование. Его давали в гимназиях (мужских и женских) и реальных училищах. Мощный рывок вперед совершило высшее образование. Наряду с университетами, все большее значение приобретают разнообразные технические вузы. Всего число таких высших учебных заведений возросло с 7 в 1861 г. почти до 60 к концу века.

«Создание системы народного образования » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Пример 1

Основной формой средней школы были гимназии классические и реальные (1872 г. вместо реальных гимназий внедрено шестилетние реальные училища, окончания которых не позволяло поступать в университет). Количество гимназий постоянно росла: 1865 год – 96, 1871 год – 123, 1882 год – 136.

Развивалась высшее образование – прежде всего университетское, в 1865 году был открыт Новороссийский университет в Одессе, в 1888 г. – Сибирский университет в Томске. Росло и количество студентов в университетах: 4125 человек - 1865 г., 8045 – 1880 г., 12 804 – 1885 г., 16 294 – 1899 г. Учились в университетах преимущественно дети дворян (1880 г. – 46,6%, 1895 г. – 45,5% от общего количества студентов). Поступали сюда и сыновья священников, но поскольку они числились среди самых радикальных активистов, 1879 г. правительство ограничило прием семинаристов (1880 г. – 24,1%, 1895. – 5%). Их места заняли студенты из небогатых городских сословий (12% – 1880 г., 33,2% – 1895 г.). Возросло и количество студентов из крестьян (2,9% – 1880 г., 6,8% – 1895 г.).

В Москве, Петербурге, в некоторых крупных городах были открыты новые политехнические и технологические институты, однако высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России. В конце XIX века в высших технических заведениях обучалось свыше 7 тыс. студентов.

Недостатки народного просвещения

Несмотря на достижения в развитии образования, по сравнению с ведущими странами мира Россия отставала.

Пример 2

В России 1890 г. насчитывалось 2 510 тыс. учащихся начальных и средних школ (21 ученик на тысячу человек населения), тогда как в Германии – 7 100 тыс. (156 учащихся на тысячу человек, данные за 1881 г.), во Франции – 5 685 тыс. (149 учащихся на тысячу человек), в США – 14 576 тыс. (231 ученик на тысячу человек); количество студентов университетов в России составила 12,5 тыс., тогда как в Германии – 28,4 тыс., Франции – 19,6 тыс., США – 60,1 тыс.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые обнаружила общую картину грамотных в стране (сюда были отнесены лица, которые умеют читать на русском или каком-либо другом языке). В общем грамотными были 27,7% населения страны, среди мужчин – 38,6%, среди женщин – 17%. В Великобритании 1889 г. умели читать и писать 91% мужчин и 89% женщин в возрасте более 20 лет, в Германии – соответственно 97 и 95%, во Франции – 85 и 89%, в США – 88 и 85%. Среднее и высшее образование в России имели 1,5% населения. До начала XX века только дворянство и духовенство (2% всего населения России) достигло почти полной грамотности; другие слои населения по степени грамотности находились на уровне западноевропейских стран $XVII$ века.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot