Особенности развития литературы на Руси
Развитие литературы в Древнерусском государстве тесно связано с принятием христианства.
Необходимость освоения нового учения привела к тому, что на Руси появилось много переводной религиозной литературы. Появлявшаяся затем своя литературная традиция была представлена в первую очередь религиозными авторами. В самом деле, даже Повесть временных лет, имевшая нескольких авторов, была написана игуменами и иноками монастырей.
Религиозно-философская литература на Руси также получила самостоятельное развитие. В $40$-х годах $XI$ век известность получил пресвитер Иларион. Отметим, что на том этапе обострились отношения с Византией, в этой обстановке Иларион стал лидером русской церкви, а в $1051$ году его избрали киевским митрополитом.
Примечательно, что Иларион стал митрополитом в обход правил – вообще-то претендент должен был иметь епископский сан, но Иларион его миновал. Подобная форма избрания господствовала в ирландской традиции, которую на Руси поддерживали в киевской Десятинной церкви.
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона
Митрополит Иларион был автором «Слова о Законе и Благодати». Этот памятник сохранился в $50$ списках $XV-XVI$ веков. «Закон» в сочинении Илариона – это Ветхий Завет, а «Благодать» – Новый Завет. Иларион сравнивает эти понятия. «Закон» – жесткие правила рабовладельческого общества, основой для регулирования является физиология человека. «Благодать» обращается к христианству, основное внимание уделяется духовному миру, но трактуется он разнообразно. Дело в том, что при Иларионе наметился раскол в трактовке христианства: древнерусская традиция считала, что спастись можно просто приняв крещение; вторая традиция опиралась на византийские представления, требующие аскетизма. Иларион придерживался раннего древнерусского христианства.
«Слово о Законе и Благодати» – это по сути программа кандидата в митрополиты. Осуждение иудаизма в этом труде основывается на их неприятии Нового Завета, но также важным аспектом критики является ветхозаветное рабство.
Иларион подчеркивает права народов, обвиняя Византию в давлении на Русь. Сочинение Илариона равным образом прославляет Русь и языческую, и христианскую, подчеркивая ее достоинства.
Изменения в религиозно-философской литературе
Схожие митрополиту Илариону взгляды выражал Иаков-мних, а также они прослеживаются в «Изборнике $1076$ года». Авторству Иакова-мниха принадлежит «Память и похвала Владимиру», где подчеркивается независимость Русской Церкви, а сам князь Владимир приравнивается к Константину Великому.
Ярослав Мудрый заново сблизился с Византией, в 1054 году произошел Великий раскол на Западную и Восточную церкви. Это изменило сущность религиозно-философской литературы на Руси. Крепнут византийские взгляды и критика Запада.
Важное место в домонгольской литературе занимают «Слово» и «Моление» Даниила Заточника рубежа $XII-XIII$ веков. «Слово» и «Моление» часто считаются редакциями одного сочинения. В них автор обращается к князю Ярославу Всеволодовичу за помощью. Это сочинение является, вероятно, первым опытом публицистики, в нем сочетается глубокое знание Библии, летописей и других источников.
Большинство сохранившихся памятников литературы домонгольского периода являются религиозными.
Древнейшей рукописью Евангелия считается «Остромирово Евангелие» $1057$ года, а древнейшей Псалтирью – восковые церы из Новгорода конца $X$ века. Для широкой публики были доступны к прочтению Псалтирь, а также очень популярные жития разных святых – краткие в «Прологах», а подробные излагались в «Четьях-Минеях».
Сведения о мире содержались в переводных книгах. «Шестоднев» давал комментарии о Сотворении мира, а «Физиологи» описывали животный мир. Популярностью пользовались религиозно-философские компиляции – «Изборники». До нас дошли «Изборники Святослава 1073 и 1076 годов».