Развитие русской живописи
В первой половине $XVIII$ в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет.
Мастера гравюры (братья Зубовы, И. Адольский, А. Ростовцев) с блеском изображали виды Петербурга, батальные сцены, морские пейзажи и т.п. Расцвет русской портретной живописи во второй половине $XVIII$ в. был вызван востребованностью портрета в обществе: оставить запечатленный на полотне образ стремились многие – от царствующих особ до купцов. Парадный портрет прославлял личность, камерный – отражал внутренний мир человека.
Русские живописцы XVIII века
Большим мастером портрета был А.П. Антропов (1716–1795), сын мастера-оружейника, ученик А. Матвеева, И. Вишнякова, Л. Каравакка. Его портреты известны правдивым, до беспощадности, изображением портретируемых (парадный портрет Петра III, камерные портреты А.И. Измайловой, М.А. Румянцевой, A.B. и Д.И. Бутурлиных).
Выходцем из крепостных, получившим образование в Академии художеств, был Ф.С. Рокотов (1735–1808). В 60-е гг. им были написаны парадные портреты Екатерины II, Павла Петровича, Г. Г. Орлова. Но славу Рокотову принесли небольшие по размерам, интимные портреты (В.И. Майкова, Н. Е. Струйского и его жены, В.Н. Суровцевой), и многих не известных нам лиц («Неизвестная в розовом платье», «Неизвестный в треуголке» и др.). Модели художника объединены неким духовным родством, чувством собственного достоинства и значимости, богатым внутренним миром, легкой иронией и разочарованностью.
Сын украинского священника и иконописца Д. Г. Левицкий (1735–1822) был учеником Антропова. Получив в 1770 г. звание академика, он на протяжении многих лет руководил портретным классом в Академии художеств. Левицкий был мастером как парадного, так и интимного портрета. Он блестяще объединял проникновение во внутренний мир человека с высоким мастерством изображения деталей интерьера и одежды. Портреты юных воспитанниц Смольного института пленяют обаянием молодости и грацией. Яркая индивидуальность подчеркнута в портретах богача и филантропа П.А. Демидова, духовным богатством, благородством, напряженной внутренней жизнью отмечены портреты:
- Д. Дидро,
- H.A. Львова,
- М.А. Дьяковой,
- Н.И. Новикова.
Талантливым учеником Левицкого стал приехавший из Миргорода сын казака В.Л. Боровиковский (1757–1825), чье творчество связано с сентиментализмом. В портретах М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, В.И. Арсеньевой он воплотил поэтические женские образы, связанные внутренней гармонией с окружающей их природой. Частный характер носит известный портрет Екатерины II, на котором изображена пожилая дама а салопе, прогуливающаяся по парку с собачкой.
Во второй половине $XVIII$ в. начинают развиваться новые жанры в живописи. Историческая живопись была представлена полотнами:
- А.П. Лосенко («Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой»),
- Г.И. Угрюмова («Избрание Михаила Федоровича на царство»).
Пейзажный жанр в русской живописи (виды Павловска и Петергофа, итальянские пейзажи) утвердил С.Ф. Щедрин. Начало бытового жанра было положено картинами из народной жизни М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор») и И.А. Ерменева.
Скульптура
Талантливым мастером скульптурного портрета был земляк М.В. Ломоносова Ф.И. Шубин (1740–1805), воспитанник Академии художеств, стажировавшийся в Италии и Франции. Скульптурный портрет Ломоносова считают наиболее достоверным изображением ученого. В проникновении в индивидуальный мир своих героев и виртуозной обработке мрамора Шубину не было равных. Им была создана портретная галерея современников:
- Екатерина II,
- Павел I,
- Орловы,
- Чернышевы,
- Г.А. Потемкин,
- A.A. Безбородко,
- A.M. Голицын,
- и др.
М.И. Козловский (1753–1802) воплощал в скульптуре идеи классицизма. В памятнике A.B. Суворову в Петербурге на Марсовом поле он создал образ полководца, национального героя в античном облике. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне стала статуя для Большого каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва».
В России работали иностранные художники и скульпторы. Французский скульптор Э.М. Фальконе (1716–1791) создал памятник Петру I, воплотив могучий образ реформатора, указывающего России путь преобразований. «Медный всадник» стал одним из символов Петербурга.