Социально-исторические факторы развития культуры в России в начале XX века
Россия вместе со всеми странами мира в начале XX века вступила в новую эпоху. В общественной и политической области намечались серьезные изменения, наступало время войн и революций. В экономическом плане шло развитие производства, ускорялся научно-технический прогресс, росли города, развивалась культура и образование. Увеличивался круг потребителей культуры. Назревало осознание неизбежности социально-политических преобразований с одной стороны, а с другой стороны – боязнь ломки старого и привычного, боязнь радикальных перемен.
В стране к началу XX века складывается система российского капитализма – из отсталой аграрной страны Россия становится аграрно-индустриальной и входит в число ведущих держав мира.
В области культуры страна сделала большой скачок и достигла значительных успехов. Российская культура формировала самосознание народов страны и оказала большое влияние на западную и мировую культуру. На её развитие в начале XX века воздействовали различные факторы.
С индустриализацией страны рос спрос на научные открытия, стране были необходимы образованные специалисты, грамотные рабочие. Индустриализация формировала общественные потребности в разных областях.
В конце XIX века, обострившиеся социальные конфликты вызывали психологическую напряженность общественно-культурной жизни страны. По выражению А. Толстого ожидался «великий переворот», ощущалась «рубежность» времени и неизбежность перемен в жизни страны.
События первой русской революции в своих произведениях запечатлели И. Репин, В Серов, Н. Касаткин, В. Короленко и др. Революция четко определила идейные позиции российской интеллигенции, как научной, так и художественной. К интеллигенции в целом могут быть отнесены слова А. Блока, сказавшего, что её разделил уже 1905 г.
Развитие культуры происходило в сложных и противоречивых условиях, она была зеркальным отражением процессов, которые происходили в экономической, социальной, политической жизни страны. Культура России этого периода претерпела многочисленные взлеты и трагедии, свершения и заблуждения. Достижения русской науки, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство получили международное признание.
Русская культура начала XX века относится ещё к «Серебряному веку», но именно в это время происходит встреча двух, отличающихся друг от друга, культурных потоков. С одной стороны, преобладают традиции реализма, а с другой стороны, набирает силу новое направление в области художественной культуры – декадентство. Оно обозначало отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружаясь в индивидуалистические переживания. Так часть художественной интеллигенции уходила от сложностей жизни в мир грез, но даже и в этом случае культура отражала кризисные явления тогдашней общественной жизни.
Наука и образование в начале XX века
Политическая атмосфера в России, сложная социальная и экономическая ситуация в начале XX века оказала влияние на развитие образования.
Рисунок 1. Образование и наука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В это время ключевым словом стало понятие «модернизация», которой добивались все силы, но при этом вкладывали в понятие различный смысл. Начальное образование развивалось по инициативе демократической части общества. Возникали культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества, народные дома – это были школы нового типа. Потребность в квалифицированных специалистах стала толчком для развития высшего и технического образования. Распространялось частное образование (университет Шанявского) и открывались учебные заведения для женщин.
Россия заняла ведущее место в мире по количеству литературы, издаваемой в стране.
Уровень грамотности населения заметно вырос, а система образования включала три этапа – начальное образование и в этом отношении выделялись школы при земствах, среднее образование, которое давали училища естественно-технической направленности, гимназии с гуманитарным направлением, высшее образование, куда можно было поступить только после окончания гимназии или училища.
Промышленность России в это время отставала от стран Европы, но, тем не менее, внесла значительный вклад в научно-технический прогресс мирового сообщества.
Выдающиеся научные открытия этого времени позволили пересмотреть традиционные взгляды на окружающий мир. Важные открытия русские ученые сделали в области физики, химии, математики, физиологии, в самолетостроении.
В этот период появляются разные научно-технические общества. Они проводят научно-исследовательские работы и пропагандируют научно-технические знания среди населения. На рубеже двух веков – XIX-XX развиваются как традиционные, так и новые области науки.
В развитие физики существенный вклад вносят И.Е. Жуковский, ставший основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский, разработавший теоретические основы воздухоплавания.
Лауреатами Нобелевской премии стали выдающиеся физиологи И. П. Павлов, И.И. Мечников. Большой вклад в развитие философии внесли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Историки В.О. Ключевский и П.Н. Милюков.
Литература и искусство в начале XX века
«Серебряным веком» русской поэзии называют начало XX века. В произведениях писателей-прозаиков, среди которых выделяются Ф. Достоевский, И. Тургенев, Салтыков-Щедрин, А. Чехов, сохраняются традиции критического реализма, характерные для середины XIX века. Гуманизм, гражданственность и народность, острые социально-политические вопросы и нравственные проблемы поднимаются в их произведениях.
Рисунок 2. Мэтры критического реализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Им на смену приходят И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, в произведениях которого – «Челкаш», «На дне», «Макар Чудра», «Мещане», просматривается новое литературное движение – неоромантизм.
Начинает проявляться совершено новое направление, суть которого заключается в преображении существующего мира. Это поэты-символисты, среди которых А. Блок, К. Бальмонт, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, А. Белый, объявившие войну материалистической идеологии.
Явлением мирового масштаба становится русский символизм, улавливающий трагические предчувствия социальных катастроф и трагедий нового века. Произведения русских символистов являются творениями огромной эстетической ценности.
Начало века характеризуется творческим взлетом величайших русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова, создававших новые образы в музыкальных произведениях. Расцветает музыкальная культура исполнения – вокальную школу страны представляют Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов.
Начало века связано с появлением нового вида искусства – кинематографа, ставшего очень популярным и отличающимся от других видов искусства своей доступностью для разных слоев общества.
Идут поиски нового театра с участием таких режиссеров, как К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов.
Изменения коснулись и русского балета, которые внесли балетмейстеры А. Горский и М. Фокин. Против эстетики балетного академизма они выдвигали принцип живописности.
Подобные процессы коснулись и живописи. Наряду с русской академической школой появляется стиль модерн, ставший в этот период законодателем моды. По мнению модернистов, искусство не должно зависеть от социальных и политических воздействий.
Несмотря на то, что в начале XX столетия происходит расцвет русской культуры, однако основное противоречие русского общественно-культурного пространства не было преодолено. Суть оторванности состояла в том, что широким слоям населения страны высочайшие достижения культуры были недоступны.